Конкурс моделей памятника Александру II

История конкурса проектирования памятника царю-освободителю весьма занимательна. Сбор средств был объявлен в 1881 году. К 1886 году было собрано более 130 тысяч рублей добровольных пожертвований, что позволило губернскому предводителю дворянства графу А. А. Бобринскому пригласить известных скульпторов для создания небольших моделей будущего монумента.  В мае 1886 года к участию в этом заказном закрытом конкурсе были приглашены М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.А. Чижов и И.Н. Шредер. В сентябре четыре модели были выставлены в зале Дворянского собрания. Проекта М.О. Микешина среди них не оказалось, зато в конкурсе принял участие П.П. Забелло. Каждый скульптор награждался премией в 1000 рублей, а победитель получал возможность осуществить своей замысле. Однако в декабре этого же года модели были осмотрены Александром III, и ни одна из них не заслужила высочайшего одобрения.

В марте 1888 года комиссии, возглавляемой графом А.А. Бобринским, было поручено выработать окончательный проект памятника. Главными требованиями стали выразительность образа и исключение конных композиций. Весной 1889 года прошла новая выставка моделей тех же четырех авторов, но все они вновь были отклонены.

В 1892 году комиссия, которую к этому времени возглавлял сменивший графа А.А. Бобринского губернский предводитель А. Н. Трубников, по совету министра императорского двора графа И.И. Воронцова-Дашкова обратилась к М.М. Антокольскому. Скульптор согласился сделать три проекта. 

В конце февраля 1893 года три варианта памятника были доставлены из парижской мастерской и выставлены в Зимнем дворце.  Две из них были отклонены, а в третьей Александр III повелел сделать изменения. О чем сообщил М.М. Антокольскому вновь возглавивший комиссию граф А.А. Бобринский.

Измененный проект в двух вариантах был представлен царю в январе 1894 года, но и он не удовлетворил самодержца.  Министр императорского двора графа И.И. Воронцов-Дашков сообщил скульптору, что «Его Величество выразил желание, чтобы памятник представлял из себя только фигуру Императора на пьедестале». Тем не менее М.М.Антокольскому был выплачен гонорар в размере 2500 рублей из средств, собранных на сооружение памятника.

Весной 1900 года дело о составлении проекта памятника было возобновлено. К 1 февраля 1901 года сумма средств на сооружение достигала почти 200 000 рублей. Тогда же на Высочайшее усмотрение были представлены проекты и сметы созданных к тому времени памятников.

По причине неудач первых конкурсов по совету академика М.П. Бокина было решено обратиться к известным скульпторам. Проект был заказан М.А. Чижову. Согласно пояснительной записке бронзовая фигура Александра II высотой 6 аршин устанавливалась на гранитный пьедестал, украшенный с лицевой стороны бронзовыми надписями, а с обратной стороны — бронзовыми же гербами России и петербургского дворянства. Проект был найден не соответствующий условиям и признан только как «основание к последующим указаниям».

Организаторы пришли к понимаю того, что одной из причин неудач является отсутствие ясной программы. 

В 1901 году было решено объединить усилия столичного дворянства, Городской думы и просить правительство об открытии всероссийской подписки для открытия памятника к 19 февраля 1911 года в честь 50-летия Освобождения крестьян. В декабре для этой цели из средств Городской думы было ассигновано 100 000 рублей. Новый комитет по сооружению памятника под председательством великого князя Владимира Александровича был образован по воле Николая II 16 февраля 1902 года. 

Однако первое заседание комитета состоялось лишь 8 марта 1908 года во дворце Владимира Александровича. К этому времени комитет располагал суммой в 250 000 рублей.
В 1909 году комитет возглавил великий князь Андрей Владимирович, и был, наконец, объявлен новый конкурс на проект памятника. Условиями предусматривалось три премии: первая — 2000 рублей, вторая 1500 рублей, третья — 1000 рублей.  Срок предоставления проектов был назначен на 20 марта 1910 года, а сооружение памятника предполагалось завершить к 1 марта 1911 года — годовщине гибели императора. В 1910 году началась подготовка к строительству, в частности, были исследованы грунты на месте сооружения монумента на Михайловской площади. 

К установленному сроку почти 50 конкурсных моделей были выставлены в просторном здании манежа Мраморного дворца. Конкурсный комитет под председательством великого князя Андрея Владимировича 10 апреля 1910 года остановил свой выбор на следующих работах:

Третья премия — проект М.А. Чижова (девиз «Царю-освободителю»)
Вторая премия — проект П.П. Лаврова (девиз «Комета»)
Третья премия — проект Р.Р. Баха (девиз «Жить для веков в величии народном»).

    В течение недели конкурсные модели могли осмотреть все желающие. Решение об исполнении проекта не последовало, и комитет возложил окончательное рассмотрение вопроса на Академию художеств. «Академия, по рассмотрении упомянутых проектов, большинством 19 против 3 голосов нашла, что премии присуждены комитетом правильно, но единогласно признала, что ни один из премированных проектов не может быть принят к исполнению в представленном на конкурсе виде». 

Таким образом, возведение монумента вновь откладывалось.

 

 

 

Чтобы расширить число участников 26 марта 1911 года был объявлен новый международный конкурс, ставший заключительным в длинной череде конкурсов и заказных проектов. Условия были объявлены во всех европейских газетах. И представленных проектов оказалось вдвое больше, чем годом раньше.

Конкурс проводился по двум разделам: 

— скульптурные модели;
— архитектурные проекты (которые не сопровождались гипсовыми моделями).

Из представленных 93 скульптурных моделей жюри отобрало и премировало пять:

Пятая премия (1000 рублей) — Л.А. Берннштам и А. Гильбер (Париж);
Четвертая премия (2000 рублей) — коллектив петербургских авторов: Л. Сологуб, И. Лавров, В. Лишев;
Третья премия (3000 рублей) — Бела Маркуп и Виктор Креннер (Будапешт);
Вторая премия (4000 рублей) — Клементе Ориго (Флоренция);
Первая премия (5000 рублей) — Рафаэлло Романелли (Флоренция).

Победитель получил право на осуществление своего замысла, однако договор с ним был заключен только спустя три года. Постановке памятника воспрепятствовала Первая мировая война. И данный проект также не был реализован.

Другой раздел составляли графические проекты. Среди 24 предоставленных работ было премировано три работы: 

Третья премия (250 рублей) — Саверио Алогуради;
Вторая премия (500 рублей) — Констант Бернард (Париж);
Первая премия (750 рублей) — Антонио Сервето (Мадрид).

Победа в «архитектурном» конкурсе не предполагала осуществления проекта.

Критика была не удовлетворена итогами конкурса. Премированные работы ею отвергались, а из всех представленных проектов выделялся единственный достойный: не премированный проект под девизом «Прекрасное России упованье».

 

В итоге самым известным памятником царю-освободителю в Санкт-Петербурге остается храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови) на канале Грибоедова.

По материалам статьи Ю.Р. Савельева \\\"Памятник царю-освободителю для Санкт-Петербурга. К истории конкурсов 1886-1911 годов\\\".



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ