Прошлое аэропорта Пулково

В ночь с 24 на 25 апреля 1973 года аэровокзальный комплекс «Пулково-1», построенный по проекту архитектора А. Жука, принял первых пассажиров и получил свое современное название.

27 апреля 1973 года в новом аэропорту состоялось торжественное мероприятие, посвященное открытию «Пулково-1». Строители передали символический ключ от нового аэровокзала командиру Ленинградского Объединенного Авиационного Отряда П.Т. Кривощапову, начальнику аэропорта В.А. Голубкову и Герою Советского Союза командиру эскадрильи В.А. Медноногову.

Новое здание аэропорта — это сооружение, в котором воплотились удачные архитектурно-строительные и аэродромно-технические решения. Терминал «Пулково-1» был самым большим в стране, его пропускная способность составляла 3 тысячи пассажиров в час.

К услугам пассажиров был представлен светлый просторный операционный зал с 24 регистрационными стойками, конвейерные линии для приема и выдачи багажа, ресторан, кафе, киоски и почта. К воздушным лайнерам пассажиры доставлялись на эскалаторах, размещенных в специальных тоннелях. Ежесуточно с взлетных полос аэропорта поднимались в небо более 120 самолетов. Всего в 1973 году было отправлено более 2 миллионов пассажиров.

Однако история гражданской авиации в Пулково началась задолго до 1973 года…

Строительство аэропорта между Пулковскими высотами и Окружной железной дорогой (ему дали имя «Ленинград») началось в феврале 1931-го. Год спустя будущую воздушную гавань переименовали по близлежащей железнодорожной станции: «Шоссейная».

Примечательный факт приводит знаток авиации Владимир Король: «На строительство московского аэропорта было выделено 8 млн 196,9 тысячи рублей, а аэропорту «Шоссейная» досталось всего... 613 тысяч рублей. Вот почему в Ленинграде при строительстве аэропорта широко использовались подписка на займы, массовые субботники, шефская помощь. Здесь трудились рабочие завода «Электросила», 2-го и 3-го автомобильных гаражей, железной дороги, «Ленсельпрома», завода «Степан Разин». Большую помощь оказывали воинские подразделения Ленинградского военного округа и моряки Балтфлота.

Санкт-Петербург приобрел воздушное сообщение между городами России в 1932 году, будучи Ленинградом. Летом этого года, а если точнее, то 24 июня, первые самолеты опустились на аэродром. Газета «Известия» писала об этом событии: «24 июня на посадочную площадку ленинградского аэропорта спустились первые два самолета с пассажирами и почтой из Москвы». Так между старой и новой столицами открылся воздушный мост, и началась летопись одной из самых ярких страниц в истории становления молодой гражданской авиации страны.

С начала своего существования аэропорт Ленинграда, единственный в городе, постепенно наращивает обороты.  В 1933 году из Москвы прилетел флагман агитэскадрильи «Правда». Ленинградцы собрали миллион рублей для постройки супергиганта — самолёта «Максим Горький». Началось активное развитие региональных перевозок. Ленинградские авиаторы стали выполнять полеты в Петрозаводск, Чагоду, Пудож и Ухту. Открылось авиасообщение с Архангельском, Витебском, Киевом и Мурманском. 

Не было точки на карте страны, где бы ни опускались самолеты аэропорта «Шоссейная». На такой оптимистической ноте ленинградские служащие гражданской авиации вместе со всеми 18 августа 1933 года впервые отметили День воздушного флота.

Конечно, с началом военных действий деятельность аэропорта и его авиаотряда приняла совершенно иное направление. Летчикам-транспортникам доверяли самые необычные и ответственные задания. Воздушный мост блокадного города действовал безотказно. Аэродром Шоссейная стал линией фронта, авиаотряд был перебазирован на аэродромы Комендантский и Смольное.

Мирные перевозки возобновились после снятия блокады. В 1945 году — в год окончания Великой Отечественной Войны — летчики ленинградского аэропорта «Шоссейная» произвели огромное количество вылетов, доставив сотни тонн различного груза и 12 000 пассажиров.

Пятидесятые годы — значительная веха в истории аэропорта.

В 1951 году открыто новое здание аэровокзала «Шоссейная». Строительство началось в 1948 году под руководством А. И. Гегелло. В проектировании принимали участие архитекторы Н. Н. Лансере, Л. Н. Ротинова и Ф. Н. Шелоумова.

Здание активно использовалось вплоть до 1986-го года, когда рядом с ним открылись два новых терминала. 

Парк пополняется последними новинками в области авиатехники, созданными замечательными конструкторами. Это были Ил-12, Ил-14, Ан-2. 

С середины 50-х годов начинается переход на эксплуатацию реактивной техники. Потребовалась подготовка летного и технического состава, перестройка всех систем и звеньев управления. Освоение новой техники — турбовинтового Ил-18 и реактивного Ту-104 — новая строка истории авиапредприятия. 

 15 марта 1959 — эта дата вошла в историю аэропорта: пассажирским рейсом с бортовым номером 42419 самолета Ту-104б на авиалиниях Северного управления началась эксплуатация реактивной техники. Самолетный парк стремительно пополнялся новой техникой, навигационной аппаратурой.

На авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости, города Мурманск, Архангельск, Петрозаводск стали обслуживать Ан-24 и Як-40. Ленинградский аэропорт переживал стремительный взлет. Петропавловск-Камчатский и Владивосток стали доступны ленинградцам. К концу 70-х на самолетах Ил-18 уже трудились около 100 экипажей! Аппаратура БСУ ЗП позволяла лайнерам осуществлять посадку в автоматическом режиме в условиях погоды по первой категории ИКАО. Массовое успешное освоение этого метода значительно повысило безопасность и регулярность полетов. Новая техника — Ту-124, Ту-134 — ускоряла эти успехи. 

8 февраля 1971 года Ленинградский аэропорт награжден орденом Октябрьской Революции.

Время шло, новая техника сменяла старую, возводилось новое здание аэропорта, получившее название «Пулково-1». А «Шоссейная» превратилась в «Пулково-2». Символично, что название «Шоссейная» забылось, а железнодорожная станция получила название «Аэропорт».

В апреле 1986 года была произведена реконструкция «Пулково-2», ставшего к тому времени терминалом для международных рейсов. Справа и слева от довоенной постройки раскинулись, как крылья, два современных просторных павильона.

А 27 марта 2014 года, после отправки последнего рейса в 19:30 в Амстердам, «Пулково-2» прекратил свою работу в качестве аэропорта… 

 

Статья составлена по материалам интернет-порталов



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ