Финские дачи. Историко-культурный феномен.

Пежемский Всеволод Гелиевич, к.п.н.

Для того, чтобы понять жизнь великолепной столицы огромной империи — Петербурга конца XIX – начала ХХ века стоит вспомнить, какое значение играло пребывание деятелей культуры, русского дворянства и интеллигенции на дачах Финского взморья.

В этой статье, открывающей небольшой цикл, хотелось бы рассмотреть именно социальный, культурный аспект, не углубляясь в историю архитектуры или биографии отдельных писателей, художников, чиновников, военных, чьи дачи строились вдоль берегов Финского залива.

Корнями роскошная и необычайно интересная дачная жизнь в Финляндии уходит в XIX век. В начале века (1811-1812г. после завоевания "шведской Финляндии") Александр I дарует Финляндии известные свободы (сейм, своя армия, своя администрация) также преподносит и территориальные подарки — Выборгскую провинцию Петербургской губернии. По сути, Финляндия с этого момента и начала свое существование как государства — хоть и не вполне самостоятельного, но все-таки ощущающего свою особость. Заняла «место среди наций», по выражению Александра I.

Земли по берегу Финского залива оказались в очень необычном положении с одной стороны для Финляндии это относительная периферия. С другой, для столицы империи — это пригороды, хоть и отделенные странной государственной границей, проходящей внутри страны. Пригороды, известные своей прекрасной природой, низкими ценами на продукты питания, редким и неагрессивным населением. Но главный толчок для массового дачного строительства — конечно, проведение железных дорог.

Немного отвлечемся от собственно Финляндии и поговорим о дачах. Какую роль они играли в жизни петербуржцев в XIX веке. Жизнь в северной столице не считалась (и совершенно справедливо) здоровой и полезной. Кончено, город не был полон выхлопными газами автомобилей как сейчас, но их с успехом заменяли десятки тысяч лошадей и исключительно примитивная система канализации. В жару жизнь в городе становилась совершенно невозможной: ветер носил по улицам пыль с частичками засохшего лошадиного помета, здания накалялись. В холодное же лето сырость и промозглость также не позволяла жить нормально. Многие жители страдали легочными заболеваниями. Все это толкало жителей за город. Дачи были не просто популярны, но даже необходимы большинству горожан. Нет, они не были, как в 70-е — 90-е гг. ХХ века источником пропитания. Однако выезд на дачу считался почти обязательным, полезным и необходимым. Кто победнее — перебирались на недалекие дачи в ближних пригородах — каком-нибудь Лигово или Парголово, зачастую отказываясь от съемной городской квартиры на лето. Кто побогаче конечно стремились в лучшие места. И одним из самым привлекательных стало именно Финское взморье.

Быстрое развитие капитализма в середине — второй половине XIX века сформировали тот слой, который мог себе позволить строить дачи на берегу залива — это предприниматели, высшие чиновники, верхушка творческой и научной интеллигенции. Был у моды на Финляндию еще один важный, сейчас не очень понятный аспект - (неожиданно) политический. Весь XIX век и первые годы ХХ века (до 1917, за исключением времени разве что времени Первой русской революции) проходил под знаком отсутствия или ограничения политических свобод, более или менее сильного давления на академическую науку, искусство, литературу. Активно преследовалась и деятельность разнообразных революционеров. Все это было справедливо для всей империи, и особенно для ее столицы, но... почти не касалось Финляндии, которая начиналась тут же под боком, за рекой Сестрой. За этой границей кончалась юрисдикция столичной полиции и жандармерии и начиналась зона ответственности финской, которой было очень мало дела и до русских революционеров и тем более до свободолюбивых художников и писателей. Здесь свободнее дышалось как в прямом, так и в переносном смысле. Дача в Финляндии стала мечтой любого состоятельного горожанина.

А теперь попробуем взглянуть на «дачный бум” глазами финнов. Страна их в XIX веке была исключительно бедной и редконаселенной. Однако ее отличали высокий уровень бытовой культуры, грамотности. Во второй половине XIX века Финляндия переживала период становления национального самосознания.

Для жителей Карельского перешейка, которых часто называют карелами (что не вполне точно, так как жители эти были переведены или переехали из Финляндии в XVII веке уже после ухода собственно карельского населения), начало активного дачного строительства было прекрасной возможность получить работу, рынок сбыта для сельского хозяйства и рыболовства. Низкие по Петербургским меркам цены были для финнов достаточными, чтобы создание инфраструктуры для жизни богатых дачников стало основой хозяйства. Мы видим активное развитие этой инфраструктуры именно тогда, когда строятся железные дороги и возводятся первые деревянные особняки на финском берегу. Перед Первой мировой войной в собственности петербуржцев и других жителей империи числилось на перешейке 775 поместий и 10 тысяч дач.

Так же хочется провести черту между дачной жизнью в ближайших пригородах Петербурга (в Озерках, Шувалово, Дачном) и дачной жизнью на берегах Финского залива. Расчерченные рукой экономного Сгеаля или еще какого-нибудь лендлорда, новые дачные поселки ближних пригородов рождали жизнь простую, незамысловатую, с небогатыми развлечениями, поверхностными знакомствами. Сколько раз такая жизнь становилась объектом насмешек в фельетонах, карикатурах столичных газет. Прогулки по узеньким улочкам, катания на лодках по прудам и концерты неумелого оркестра пожарной команды не шли ни в какое сравнение с той жизнью, которая разворачивалась за оградами вилл на берегу залива, в атмосфере достатка, свободы и раздолья, которое дарила финская природа. Но культурная жизнь на финских дачах во всей ее яркости, глубине и необычности — несомненно, предмет, достойный отдельного рассказа.

Что почитать по теме: в РНБ представлены издания, посвященные этому, и сегодня излюбленному многими дачниками, направлению. Это такие издания как «Спутник по Финляндии» (1908 г.), «План дачной местности по Финляндской железной дороге. Териоки» (1887 г.), Новый путеводитель Н.Федотова (Иматра, Валлинкоски, Сайменский канал) (1895 г.) и другие.



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ