Главная дорога империи

Известно, что до XIII века сухопутных дорог в России почти не было, и связь между населенными пунктами летом осуществлялась водными путями или по речному льду зимой. Позже появились сухопутные дороги, в том числе и та, что соединила Москву, Тверь и Великий Новгород. Вероятнее всего, уже в период строительства новой столицы проделали участок, соединивший ее с Новгородом — ближайшим городом, через который осуществлялась связь Северной Пальмиры с Москвой и глубинными районами страны. С тех пор основная дорога империи до нынешнего времени практически не меняла своего положения на карте отечества.

Петербург, возникший на краю России, в опасном и нездоровом месте, с окраинными шведскими крепостями, отразил западнические пристрастия беспокойного монарха, которого раздражал неспешный патриархальный уклад русской жизни. А Москва, лишенная столичного статуса, стала мостом между Петербургом и остальной Россией, торгово-купеческим центром, снабжавшим новый город и рабочей силой, и продовольствием, и промышленными товарами.

Вплоть до XVIII века вдоль главной дороги, с неизбежными нашими выбоинами, колдобинами и весенними хлябями, существовали специальные населенные пункты, так называемые ямы: Едрово, Валдай, Яжелбицы, Крестцы, Бронница и другие.

В 1712 году, после перебазирования столицы, Петр I повелел построить «всесезонную гужевую дорогу» из Москвы в Петербург. Но соорудили ее лишь в 1746-м при императрице Елизавете Петровне, сделав ответвления в Старую Руссу, Ржев и Волоколамск. Однако гужевая дорога была не в состоянии обеспечить необходимый грузопоток к Санкт-Петербургу, и ее дублером, по которому шли, в том числе, хлебные караваны из центральных районов России, стала Вышневолоцкая водная система.

С 1851 года главные перевозки пассажиров и грузов начали перемещаться на Николаевскую железную дорогу, в результате чего шоссе (европейский термин, пришедший в начале XIX века на смену «всесезонной гужевой») стало терять значение, а водная система практически перестала существовать.

С развитием автомобильного транспорта вновь стала возрастать роль шоссейной трассы, соединяющей столицы, хотя вплоть до середины прошлого века здесь существовали участки, преодолеть которые легковые машины в весеннюю или осеннюю распутицу самостоятельно не могли.

Появившись более двухсот лет назад, дорога способствовала росту придорожных городов. Трасса проходит более чем через шестьдесят населенных пунктов. Это обстоятельство сегодня снизило ее скоростной режим и пропускную способность до низшего предела. Поэтому принято решение, и оно уже частично реализовывается, о строительстве параллельной скоростной магистрали.

В разные годы путевые впечатления о поездках из Петербурга в Москву и обратно, вдоль отдельных участков трассы оставили многие путешественники. Существуют путевые записки, дневники, «дорожники», названные позже путеводителями, беллетристические произведения, самое известное из которых — «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева, опубликованное в мае 1790 года. Здесь путевые заметки, объединенные в форму романа, в какой-то мере позаимствованную у «Сентиментального путешествия» Лоренса Стерна, излагают мысли Радищева об общественном устройстве России. При этом писатель дает точные характеристики мест, связанных с географией его путешествия.

Значительно раньше Радищева о странствии по русским водным и сухопутным дорогам, частью совпадавшим с «государевым» маршрутом, писал Адам Олеарий (1599–1671), немецкий путешественник и ученый. Его «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» было издано на русском языке в Санкт-Петербурге спустя почти триста лет, в начале прошлого века. Английский историк и педагог Уильям Кокс, автор записок о путешествии по России эпохи Екатерины II, совершил вояж между российскими столицами по гужевой дороге. Его «Путешествия по Польше, России, Швеции и Дании» пользовались большой популярностью: только при жизни автора труд выдержал пять изданий (первое в 1784 году), был переведен на основные европейские языки и послужил основой многочисленных компиляций.

В 1833–1835 годах А. С. Пушкин создал своеобразную антитезу Радищеву, печатающуюся ныне под условным редакторским заглавием «Путешествие из Москвы в Петербург» (опубликовано в 1841 году). Это одно из самых сложных публицистических произведений последнего периода жизни поэта — большая статья, оставшаяся незаконченной.

Писали о поездках между русскими столицами современник Пушкина поэт и историк князь Петр Вяземский и многие другие. Летом 2013 года Русское географическое общество снарядило экспедицию с участием специалистов Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева «По следам Радищева: 222 года спустя». Целью экспедиции было выявить сохранившиеся памятники культурного и исторического наследия, а также оценить их пригодность для познавательного туризма, включения в активную современную жизнь.

Столетиями в России единственным видом сообщения между населенными пунктами оставалась ямская гоньба. Ямщики, нередко как курьеры-фельдъегери, возили царские указы, грамоты, письма и документы. Для упорядочения их действий в 1722 году по указу Петра I были построены первые ямские дворы в Петербургской губернии на Ревельском (Ямбургском), а затем на Московском и Шлиссельбургском трактах. До сих пор сохраняются названия: Ям-Ижора, Ям-Тесово, Ямбург. В XIX веке на смену ямским станам пришли почтовые станции. Почтовые дворы строились по всей России в основном в первой половине столетия, а архитекторы получали предписание, «чтобы на одном и том же шоссе для большего разнообразия дома были неодинакового фасада».

Однако «государева дорога» имела особые функции, и хоть 728 верст шоссейного пути, соединившего Петербург и Москву, вымостили бревнами и фашинником, монарху требовались условия, необходимые для возвращения бодрости в изнурительно-тряской дороге, а также общения с населением. Для этого на трассе в среднем через каждые 65 км поставили одиннадцать путевых дворцов.

Во второй половине XVIII века путевые дворцы сделались архитектурными акцентами в селах и слободах, которые были преобразованы в города (Вышний Волочек, Валдай, Крестцы).  Фактически в этих домах размещали гостиницу и почту, ведь большое здание стоило очень дорого и было неразумным строить его лишь в расчете на кратковременное пребывание властных особ. В 1767 году, проезжая из Петербурга в Москву, Екатерина II пожелала, чтобы нашлись люди, готовые содержать при дворцах «для проезжих всякие потребности, как пищу и питье, так и прочие нужные и к спокойствию в пути служащие надобности». Сенат приказал новгородскому и московскому губернаторам «вызывать охотников» к устройству «столь полезных и нужных для проезжих во дворцах пристанищ».

С 1782 года по указу императрицы путевые дворцы должны были выполнять почтовые функции, но одновременно их нужно было содержать «в таком исправном состоянии, дабы на случай проезда Нашего могли тотчас очищены быть».

В первые годы правления Екатерины II в Твери и Новгороде появились каменные путевые дворцы. В других пунктах до начала губернской реформы 1770-х годов деревянные дворцы заменили каменными только в Торжке и Валдае, а в Городне, Медном и Выдропужске путевые дворцы были превращены в почтовые станции.

Уникальным памятником раннего классицизма, соединенным с формами развитого барокко, является дворец в Твери. Он свободен от петербургской архитектурной строгости, но при этом далек и от московской живописности. Этот, один из самых знаменитых путевых дворцов России возводился с участием М. Ф. Казакова, строившего Петровский путевой дворец при въезде в Москву.

«Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест», написанный Иваном Фомичом Глушковым, тверским вице-губернатором, и изданный в Санкт-Петербурге в 1801 году, рисует картину, в которой Тверь предстает перед путешественником европейским городом, где шумят постоянные праздники, даются балы, где довольно интеллектуальной публики, множество гостиниц, ресторанов.

Несмотря на разрушительные бомбардировки 1941–1942 годов, в городе сохранились памятники истории и культуры, в числе которых и путевой дворец — обширный комплекс в северной части Тверского кремля на берегу Волги. С 1962 года в здании располагается Тверская областная картинная галерея. Сейчас в бывшем дворце завершена реставрация, идет формирование постоянной экспозиции. Открытие для посетителей планируется осенью 2016 года.

Менее пышный, но также очень интересный ансамбль путевого дворца, послужившего затем образцом для строительства таких же вдоль московско-петербургского тракта, находится в Торжке, на вершине холма левого берега Тверцы. Торжок — красивый город, располагающий множеством монументальных архитектурных ансамблей, создающих целостную архитектурно-ландшафтную композицию исторического города, которую отмечали путешественники, посещавшие Торжок в конце XVIII – начале XIX века. 

В комплекс Торжокского путевого дворца входят главный двухэтажный корпус, южный и северный флигели. Постройки возведены в начале XIX века.

В 2014 году Тверская область совместно с администрацией Торжка подала очередную заявку на участие в программе сохранения объектов культурного наследия. Заявка прошла отбор и была одобрена. В феврале 2015 года начался подготовительный этап к реализации проекта. В Торжке побывали эксперты Международного консалтингового агентства Horwath Consulting Zagreb (Загреб, Хорватия), а также консорциума АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр» (Санкт-Петербург). По итогам посещения принято решение об увеличении участка реставрации и включении в проект дополнительных объектов. Приступить к реставрации намечено в 2016-ом, завершить — в 2021 году.

В первой половине XIX века более благоустроенное, с твердым, вместо бревен и фашин, покрытием шоссе Москва — Санкт-Петербург отличалось от дороги, действовавшей при Радищеве и Екатерине Великой. Однако, помимо сухопутной, в это же время существовала водная система, соединявшая столицы. Разновременные остатки этой системы в виде инженерных сооружений и водоемов встречаются практически на протяжении всей сухопутной трассы в Солнечногорске, Торжке, под Новгородом и, конечно же, в Вышнем Волочке.

Вышний Волочек — город с обилием каналов, рек и вообще водных просторов, напоминающий то ли Петербург, то ли Венецию в русском провинциальном исполнении. Впечатлению способствуют гранитные парапеты набережных, блоки которых в незапамятные времена уложены на дубовые сваи, пролеты мостов на каменных основаниях, да по-петербургски сплошная застройка по берегам каналов, например, на Вончаковской набережной.

На экономический расцвет Вышнего Волочка в XVIII–XIX веках прежде всего повлияла искусственная водная система, связавшая Волгу с реками бассейна Балтийского моря, с помощью которой Петербург снабжался продовольствием и строительными материалами. В 1703–1708 годах был прорыт Тверецкий канал, соединивший Цну и Тверцу, исток которой неподалеку от Вышнего Волочка. Работой руководили пять голландских мастеров во главе с Адрианом Гаутером, под надзором князя М. П. Гагарина и его племянника В. И. Гагарина, из-за чего поначалу Тверецкий канал назывался Гагаринским или «перекопом князя Гагарина». Канал соединил Цну, впадающую в озеро Мстино, и приток Волги Тверцу, исток которой также находится рядом.

Из озера Мстино водный путь проходил по реке Мста, озеру Ильмень, Волхову, Ладожскому озеру и по Неве достигал Балтийского моря. На канале, берега которого были укреплены сваями, тогда же голландские мастера построили два шлюза, а на Цне, около устья реки Шлины промахнулись: соорудили каменный шлюз в низине, из-за чего им нельзя было пользоваться. Чтобы исправить ситуацию, выше по течению сделали две деревянные плотины-перемычки, и судоходство на водном пути открылось в 1709 году.

Однако голландцы не учли дефицита воды в Тверце, и вскоре каналу потребовалась серьезная реконструкция. В 1719 году новгородский купец забайкальского происхождения М. И. Сердюков представил Петру I проект улучшения Вышневолоцкого водного пути. Проект понравился, и вскоре Сердюков стал главным подрядчиком строительства нового канала. В отличие от голландцев он подключил к системе воды реки Шлины, впадающей в Цну чуть ниже Вышнего Волочка. Эти воды Сердюков направил через озера в маловодные Тверцу и Цну. Основные работы по строительству улучшенной гидросистемы проходили в 1719–1721 годах. Были исправлены шлюзы, построены новые, укреплены деревянные набережные Тверецкого канала. В обход порожистому участку Цны соорудили Цнинский канал, ставший своего рода полуторакилометровой камерой шлюза. Это позволило без задержки пропускать через Вышний Волочек груженые суда из Твери до Петербурга даже в засушливые годы.

Южнее Вышнего Волочка в 1741 году было создано Заводское водохранилище с зеркалом в шесть квадратных верст, пополнявшее водами систему. На его берегах находились мыльный, винокуренный, кожевенный и солодовый заводы Сердюкова, а также пильные мельницы. Здесь же заводчик построил усадьбу, частично уцелевшую к нашему времени.

Поскольку Сердюков нанес серьезный урон купцам, использующим сухопутный транспорт, во избежание покушений, он содержал роту солдат для защиты владений. Он внимательно следил за состоянием всех участков Вышневолоцкого водного пути, фактически ставшего первой в России рукотворной водной системой большой протяженности.

К концу XVIII века Вышневолоцкий водораздельный участок перешел в казенное управление, тогда же построена и одета гранитом заводская плотина длиной около ста метров.

В 1785 году Екатерина II три недели обследовала Вышневолоцкую водную систему. Императрица пожелала проверить, как управляется гидротехнический комплекс. Она осмотрела каналы, ввод судов в Тверецкий шлюз и их выход из Цнинского канала, затем проследовала по левому берегу Цны, по берегам озера Мстино и реки Мсты. Здесь Екатерина наблюдала сплав барок, затем прибыла в Опоченский Посад и заночевала в Конторе Боровичских порогов.

Путь от Потерпелицкой пристани до Новой Ладоги императрица совершила по воде. Для этого в Вышнем Волочке и Боровичах построили около тридцати кораблей, в том числе императорскую яхту со штандартом, а также специальные суда для утренних и вечерних трапез.

Организовал путешествие императрицы светлейший князь Г. А. Потемкин-Таврический. Среди сопровождавших императрицу был художник М. М. Иванов, с 1779 года находившийся при Потемкине. Он исполнил серию акварелей, где запечатлел Опоченский Посад и проход флотилии по Мсте.

Участник этого путешествия французский посланник Л. Сегюр писал в мемуарах: «В Боровичах мы пересели на красивые галеры; особенно великолепна была галера, назначенная для императрицы. В той, где поместили меня, были три изящно убранные комнаты и хор музыкантов, будивших и усыплявших нас сладкой музыкой».

Цнинский канал использовался для военных целей в 1943–1944 годах. Сейчас Вышневолоцкая водная система находится в управлении канала имени Москвы. От старинных сооружений уцелели набережные, опоры Мстинского шлюза, фрагменты Цнинской плотины. У центра отдыха «Северное сияние» близ города действует бейшлот со штурвалом при подъемном щите — бескамерный полушлюз, регулирующий уровень воды в канале.

Вышний Волочек оставляет двойственное впечатление: сохранившиеся каналы, старинные, нередко двухэтажные деревянные дома, каменные мосты и набережные создают неповторимое очарование, но все такое обветшалое и держится исключительно «Божеским смотрением», что вскоре мы сможем потерять нашу «Северную Венецию», как нередко называют этот город.

Когда будет построена скоростная трасса — дублер существующего шоссе, старинный Московский тракт, включающий объекты разных эпох и назначений, может стать мегапамятником, туристско-рекреационным объектом. Оживлению небольших населенных мест должны помочь уцелевшие культурные ресурсы, в том числе путевые дворцы и почтовые станции. Сейчас, например, музей «Дом станционного смотрителя» в Выре принимает до 20 тысяч посетителей ежегодно.

Уникальные транспортные гидротехнические системы, остатки которых сохранились вдоль трассы, как, например, Мстинский канал, после восстановительных работ могут быть использованы для водных путешествий и познавательных экскурсий.

Список иллюстраций:

1. Дилижанс на Петербургско-Московском тракте. Неизвестный художник. 1830-е годы. Музейно-выставочный центр «Путевой дворец»​
2. Тверской путевой дворец. Вид со стороны Волги. Рисунок из собрания ТГОМ.​
3. Путевой дворец в Торжке (фотография начала XX века)
4. План Вышневолоцкой водной системы
5. Михаил Матвеевич Иванов. Императорская флотилия на реке Мсте. 1785. Акварель​

По материалам статьи «Государева дорога» Ю. Веденина, В.Плужникова, В. Потресова



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ