Проекты памятника императрице Марии Федоровне

В 1889 году высочайше утвержденный комитет по сооружению памятника императрице Марии Федоровне в Петербурге объявил подписку о сборе средств на этот монумент. «Многим уже давно высказывается желание соорудить памятник, который служил бы видимым выражением чувств признательности к Незабвенной Благотворительности», которая «не щадила своих сил и своего спокойствия, непрерывно проявляла сердечную  материнскую заботливость и вполне Царственную щедрость». К 1897 году было собрано достаточно денег для объявления конкурса и определения требований к авторам проектов.  «Основная мысль памятника должна выражать деятельность императрицы Марии Федоровны на пользу страждущего человечества и ее постоянные  заботы о воспитании детей и об участии сирот, больных, убогих, престарелых». Поставить  памятник предполагалось «у Смольного на Мариинской площади перед собором Всех Учебных  заведений» (Собор Воскресения Словущего, ул. Смольного, 1). Условия конкурса не ограничивали творческих замыслов скульпторов, наоборот, говорилось, что памятник «должен быть оригинальным, а не подражать существующим»… Срок изготовления моделей назначался 14 октября 1897 года. Однако рассмотрения проектов состоялось лишь 17 января 1898 года.

В конкурсе участвовало семь известнейших скульпторов- монументалистов: Р. Р. Бах, М. М. Антокольский, В. А. Беклемишев, М. А. Чижов, А. М. Опекушин, Г. Р. Залеман, И. Н. Шредер. В  «Журнале особого совещания по рассмотрению проектов памятника» отмечались проекты четырех скульпторов» работа Баха критиковалась за слабую проработку соотношений главных частей памятника; проект Шредера, исполненный по рисунку генерал-лейтенанта А. А. Бильдерлинга, «едва ли может быть признан удовлетворительным, в виду его шаблонности…»; замысел Чижова «по общему силуэту удовлетворителен и не лишен величественности, как и главная фигура, которая <…> не отвечает заданной программе — недостаточно спокойна; макет В. А. Беклемишева «в целом, по общему силуэту, более других оригинален, но чрезвычайно растянут в ширину и тем утрачивает характер необходимой монументальности». В итоге ни один из проектов не был принят к исполнению.

Более удачный конкурс на памятник императрице Марии Федоровне состоялся в 1911 году Памятник предполагалось поставить «в Адлербергском сквере», как раз против центра главного здания Смольного института».  «Характер всего памятника должен сочетаться со стилем здания Института, построенного Кваренги». 8 февраля 1912 года после осмотра 31 представленных проектов, жюри присудило первую премию «за модель под девизом «Tai-ki» скульптору Ю. Н. Свирской и архитектору Н. Е. Лансере; вторую «за модель под девизом «Altair» — ученику Академии Художеств М. Г. Манизеру и архитектору Б. Д. Цинзерлингу», третью «за модель под девизом  «Благодеяниям императрицы Марии» — архитектору Л. А. Ильину и скульптору Л. В. Шервуду», «за модель под девизом  «Круг» — скульптору В. В. Лишеву и архитектору Л. Р. Соллогубу» и пятую «за модель под девизом «Посети виноград сей» — Е. П. Черемисиновой и архитектору «Е. А. Бернардацци».

Критик А. А. Ростиславов отметил проект Свирской как «самый цельный и гармоничный: обе фигуры хорошо связаны с просто обработанным и красивым в пропорциях пьедесталом», в то время как работе Е. П. Черемисиновой он дал более критическую оценку:  «… фигура несколько пропадает на фоне не особенно связанной с ней колоннады сзади».
Между тем, именно черемисиновский проект был утверждён к постановке. Работа должна была быть закончена к 1 сентября 1913 года. Модель в натуральную величину Черемисинова завершила к маю 1914 года. Эти сведения особенно важны для нас, так как в фототеке ГРМ хранятся три фотографии этой модели, показанной в разных ракурсах. Работа скульптора не сохранилась, или, во всяком случае, ее местонахождение неизвестно, поэтому данные изображения представляют несомненный интерес. Более известна фотография модели  Л. В. Шервуда, получившего, как уже отмечалось, третью премию.  Она была опубликована, в частности, в журнале «Огонек» за 1912 год.

Что касается дальнейшей истории памятника, то в 1914 году от так и не был установлен. Проволочки были связаны, в основном, с долгой бюрократической перепиской, касающейся перепланировки места установки памятника у Смольного института. Первая мировая война, помешавшая завершению целого ряда монументальны сооружений, поставила окончательную точку и в деле сооружения памятника императрице Марии Федоровны в Петербурге. 

    

Список иллюстраций:

В анонсе статьи — конкурсный проект памятника императрице Марии Федоровне. 1912. Скульпутор Е. П. Черемисинова. Девиз "Посети виноград сей".
1. Конкурсный проект памятника императрице Марии Федоровне. 1912. Скульпутор Ю. Н. Свирская
2. Конкурсный проект памятника императрице Марии Федоровне. 1912. Скульпутор Л. В. Шервуд. Девиз "Благодеяниям императрицы Марии"
3.-4. Модель фигуры для памятника императрице Марии Федоровне. 1914. Скульпутор Е. П. Черемисинова

 

Н. Логдачева «Проекты памятника императрице Марии Федоровне для Петербурга» // Забытая Россия / Альманах. Вып. 145



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ