X Международный петровский конгресс «Россия и Франция: культурный диалог в панораме веков»

Ежегодно в День рождения Петра Великого в Санкт-Петербурге проходят международные петровские конгрессы, посвящённые изучению петровской эпохи, сохранению и популяризации петровского наследия, развитию культурного туризма.

Конгрессы проводятся под эгидой Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Организаторами конгрессов выступают Государственный Эрмитаж, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский институт истории РАН, Институт культурных программ, Институт Петра Великого, Фонд имени Д.С. Лихачева.

В 2017 году исполняется 300 лет со времени второго большого европейского путешествия Петра I, когда он посетил Германию, Данию, Нидерланды, Францию. Это путешествие венчало многочисленные европейские поездки российского монарха, начиная с 1701 года. 21 апреля 1717 года Петр I пересёк границу Франции, а спустя шестнадцать дней прибыл в Париж. Почти двухмесячное пребывание во Франции стало главным событием Второго путешествия Петра I. С этого визита берут начало официальные русско-французские дипломатические отношения.

В рамках перекрестного Года культурного туризма России и Франции петровские конгрессы будут проходить в обеих странах. 20-22 апреля 2017 года в Париже состоится IX Международный петровский конгресс, посвященный 300-летию Второго европейского путешествия Петра I и его пребыванию во Франции весной 1717 года.

Юбилейный, десятый Международный петровский конгресс состоится в Санкт-Петербурге 9-10 июня 2017 года и будет посвящен истории культурных связей России и Франции.

* * *

История русско-французских отношений своими корнями уходит в Средневековье. Отношения двух стран не всегда складывались благополучно, доходя подчас до военных столкновений. Однако межгосударственные разногласия парадоксальным образом мало отражались на культурном взаимодействии двух народов. Находясь на разных концах Европейского континента, Россия и Франция, словно два полюса, испытывали притяжение, силовые линии которого принадлежали сфере культуры в её самом широком понимании.

Подлинный диалог культур начался в XVIII веке. Отправной точкой послужил визит Петра I в Париж в 1717 году, положивший начало непрерывным связям в области науки, искусства, литературы, общественной мысли.

В эпоху Просвещения французская культура и французский язык доминировали в Европе. Русская культура, выведенная Петром на европейский простор, попала под мощное французское влияние, в сфере которого оказались родоначальники новой русской словесности – от Тредиаковского до Карамзина. Во вновь открытой Петербургской Академии художеств преобладали французские профессора, французский театр cтал образцом для русских драматургов и актеров.

Преображенная Петром Россия в XVIII веке стала влиятельной европейской державой и объектом пристального внимания французских философов и путешественников. Русская тема заняла заметное место в произведениях Вольтера и Дидро, а их диалог с Екатериной II стал явлением общеевропейского значения. А французский скульптор Фальконе именно в России создал свой единственный и неповторимый шедевр – «Медного всадника».

Французская революция XVIII века испортила политические отношения между странами. Наполеон привел в Москву французскую армию, а Александр I въехал в Париж как победитель. Но и эти драматические события не прервали культурных связей России и Франции. В России охотно принимали французских эмигрантов. Французские гувернеры стали привычным явлением в среде русского дворянства. Зародившийся в наполеоновской Франции художественный стиль ампир пышно расцвел в Петербурге и Москве.

XIX век внёс свой неповторимый вклад в русско-французский культурный диалог. Пушкин, никогда не бывавший во Франции, воспринимал французскую культуру как свою. Роман Толстого «Война и мир» начинается с пространного диалога на французском языке. Французский архитектор Монферран создал Исаакиевский собор – один из самых величественных архитектурных символов Петербурга. Общеизвестны связи с Францией и её культурой многих русских писателей, художников, ученых XIX века. Во Франции с конца XIX века начинается процесс признания русской культуры. Творчество Толстого, Достоевского, Чехова, Чайковского заставило французов говорить о «загадочной русской душе». Во Франции появились специалисты по русской истории и литературе.

В начале XX века взаимный культурный интерес достиг своего апогея: французский символизм и новая живопись находили самых тонких ценителей в России, а русский балет, музыка и искусство авангарда восхищали французскую публику.

Октябрьская революция усложнила культурное взаимодействие двух стран, но не прервала его. В XX веке Франция приняла тысячи русских эмигрантов, среди которых были выдающиеся представители творческой интеллигенции. Политика препятствовала общению, но подлинные ценности культуры преодолевали идеологические барьеры. Литература, музыка, кино сближали народы.

Культурным связям России и Франции посвящены сотни книг и статей отечественных и французских исследователей. Однако русско-французское взаимодействие в самых разных сферах культуры – в философии, литературе, науке, архитектуре, живописи, музыке – столь богато и значимо, что может служить неисчерпаемым источником для новых исследований.

* * *

Для обсуждения на Международном петровском конгрессе «Россия и Франция: Культурный диалог в панораме веков» в Санкт-Петербурге предлагаются следующие темы:

* Визит Петра I во Францию в 1717 году и его значение для русской культуры.

* Россия и Франция: становление и развитие отношений.

* Французы в России, русские во Франции: проблемы адаптации и взаимовосприятия.

* Образы России и Франции в литературе и искусстве двух стран.

* Культурное влияние и преемственность идей в русско-французском диалоге.

* Русско-французские связи в архитектуре и садово-парковом искусстве.

* Русско-французские контакты в архивных, музейных и книжных собраниях обеих стран.

* Научные связи; изучение русской культуры во Франции и французской культуры в России.

* Историография русско-французских отношений в сфере культуры.

* Российско-французский культурный туризм: вчера, сегодня, завтра.

Рабочие языки – русский, французский.

Для участия в конгрессе необходимо до 22 марта 2017 года включительно представить в Оргкомитет заявку и краткие тезисы доклада (1000-1500 знаков).

В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество, место работы и должность, ученую степень, контактные данные (электронная почта, городской и мобильный телефоны), название доклада.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладов.

Проживание иногородних участников конгресса в Санкт-Петербурге с 8 по 11 июня обеспечивается организаторами.

Оргкомитет Конгресса:

Тел.: +7 812 272 91 43, тел./факс: +7 812 272 29 12 Е-mail: petr@lfond.spb.ru



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ

>