к другим статьям

Продолжаем знакомиться с главными дорогами Российской Империи. В этот раз поговорим о непарадной «Осударевой».

«Осударева дорога». Рекорд скорости строительства и главная государственная тайна начала XVIII века

Карелию и сейчас величают краем непроходимых лесов и болот. «Елень не пройдет беспечно»… Пожалуй, с этим трудно не согласиться. Каждый из нас, бывая в лесу, ловил себя на мысли о том, как просто заблудиться в карельской тайге. А теперь представьте «подстоличную Сибирь» в 18 веке: малонаселенный край, суровые продолжительные зимы и короткое северное лето, отсутствие какой-либо инфраструктуры. Картина, мягко скажем, безрадостная. А тут еще Северная война, потребовавшая мобилизации без того скудных ресурсов...

Строительство

8 июня 1702 года урядникам Преображенского полка М. Щепотеву и И. Муханову в обстановке строжайшей секретности был дан «наказ провести зондирование местности для возможной трассе от Городка к Олонцу» "жилыми ли местами иль лесами пойдет дорога", «ворзможно ли тою дорогою без росчистки проехать конными с телегами, и не будет ли где на переправах через реки и болота какие остановки за мостами».

По всей видимости, наказ был выполнен моментально, ибо уже к первым числам июля около 5 тысяч мужиков из Кеми, Сумского Посада, Нюхчи были согнаны к месту работ. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкие и общинники Выговской пустыни. И началась работа по строительству небывалого и дерзкого проекта «Осударевой дороги».

«...в грязных местах, и на реках, и на речках, и на ручьях, и на всяких переправах, велеть расчистить... и во время проходу Великого Государя служилым людям нигде ни за какие остановки и препоны отнюдь не было».

Строительство велось с двух направлений навстречу друг другу. Северный участок 94 версты шел от новопостроенной пристани у мыса Вардегоры (ныне Вардия), далее на Нюхчу – старинное поморское село, вдоль Нюхчи до Ветреной горы (по всей видимости отроги Ветреного пояса, сейчас Щепотева гора), далее гатью до Пулозера, возведение мостов через р. Илеменза (Воронья) и Илоза (Сума), мосты через рр. Кукша-Мокса и Нела, рубка просеки до деревни Вожмосалма (ныне затоплена Выгозером, остались одноименные острова). Южный начинался от Повенца, шел строго на север вдоль современного русла Беломорско-Балтийского канала через Волозеро, Маткозеро, Телекино, потом поворачивал на низовья Выга (Петровский ям) – 80 верст.

Руководил строительством сержант Преображенского полка М. И. Щепотев. К сожалению, в исторических источниках того времени мы не найдем ни словесного портрета Михаила Ивановича, ни многих фактов из его жизни. Однако имеющихся данных видно, что фигура это была крайне энергичная и способная на решительные поступки, поэтому неудивительно, что именно этому человеку Петр доверил руководство работами по прокладке нового пути.

Строительство началось в двадцатых числах июня 1702, а 5 августа Петру I было доложено, что дорога готова. 

«Известную тебе, Государь, по указу твоему, послал я для очистки дорожной и тое дорогу делаю от Нюхоцкой Волости и сделана до Ветренной горы 30 верст, – и далее, ...Государь, дорога и пристань и подводы и суды на Онеге готовы... Сего 5 августа 1702» .

Таким образом, примерно за месяц была построена дорога протяжённостью в 264 км. Авторы «Российской газеты» объявили это мировым рекордом скорости строительства.

Эксплуатация

Дорога предназначалась для перемещения на повозках армии, генералитета и духовного синклита. На протяжении всей Северной войны дорога использовалась для обеспечения российской армии провиантом и оружием, главным образом пушками из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Санкт-Петербург.

Долгое время в исторической науке считалось, что по проложенному пути по указу царя осуществлялся волок двух малых фрегатов «Святой Дух» и «Курьер», построенных в Архангельске, на Ладожское озеро и в Неву для содействия войскам во взятии шведских крепостей. Однако, архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по «Осударевой дороге» не подтверждают. Сейчас ученые предполагают, что суда находились в акватории Белого моря до 1710 года, а по дороге к театру боевых действий была тайно перемещена элита российской армии – лейб-гвардия   Преображенского и Семёновского полков – сумевшая отбить у шведов «золотой ключик» к Балтике, крепость Нотебург (Орешек).

Некоторое время дорога использовалась для кратчайшего сообщения Поморья с северо-западными районами страны, перевозки грузов и товаров. Но постепенно центром торговли и промышленности стал Санкт-Петербург, и она утратила свое значение.

В XIX веке дорога была заброшена. В 1933 году по местам бывшей Осударевой дороги прошла трасса Беломорско-Балтийского канала.

Современное состояние

Точные координаты прохождения дороги пока не известны. Большая часть дороги не найдена. Предположительный маршрут дороги проходил вблизи населённых пунктов и мест:

мыс Вардегорский (Варде) — место десанта армейской группы Петра I в ночь на 17 августа 1702 года.
село Нюхча — с 16 на 17 августа 1702 года здесь ночевал Петр I.
Государев клоч — место временной стоянки Петра I. (14 верст вверх по реке Нюхча).
Щепотева гора
Миленские горы
гора Ветряная
Патрикеева Сюрьга
река Илоза (Сума) — форсировалась армейской группой 18 августа 1702 года.
село Пулозеро
Пихкамох
село Коросозеро
Петровский Ям — место временной стоянки армейской группы

В 1993 году в Петрозаводске был создан исследовательский проект «Осударева дорога». Авторами и учредителями программы выступили действительные члены Русского географического общества Российской академии наук М. Ю. Данков — ведущий научный сотрудник Карельского государственного краеведческого музея и С. А. Никулин — главный редактор коммерческой Карельской телекомпании «Ника». В рамках этого проекта организуются поисковые экспедиции для определения на местности координат «Осударевой дороги».

В Беломорском и Сегежском районах Карелии в конце июля 2010 года была организована 8-я экспедиция по поиску легендарной петровской трассы, в ходе которой были обнаружены ранее неизвестные, хорошо сохранившиеся фрагменты дорожного полотна с ярко выраженными следами земляных работ: подрезкой склонов возвышенностей, устройством насыпей в понижениях рельефа.

Азимут найденных участков совпадает с общим направлением «Осударевой дороги» в этом районе. Впоследствии, по остаткам древесины на болотной гати возле Щепотевой горы, кандидат географических наук С. П. Гриппа с помощью созданной им дендрохронологической шкалы определил точную дату строительства гати — 1702 год, что совпало со временем петровского похода.

Руководитель поиска 2010 года, опытный инженер-лесоустроитель А. М. Шелехов по отобранным древесным кернам определил возраст сосен и елей, растущих как по обочинам дороги, так и на самом полотне. Это позволило установить примерные годы возведения трассы и вероятное время окончания ее эксплуатации.

На обочинах трассы стоят древние сухие сосны с затесками на стволах. Длина режущей части инструмента, которым они нанесены, составляет более 30 см. Современные топоры не имеют такого широкого лезвия. Возможно, устроители дороги пользовались рубящим оружием: секирой, тесаком или палашом.

Новые находки ставят перед исследователями сложные вопросы, ответы на которые позволят прояснить полную историческую картину событий. Тщательное сопоставление отдельных фактов, архивных документов, топографических карт и находок в карельской тайге позволяет выстраивать версии и продолжать исследование.

«Осударева дорога», до сих пор сохранившаяся в народной памяти, постепенно обретает реальные очертания и точные географические координаты.

Статья составлена по материалам интернет-порталов



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ