к другим статьям

Старая Питерская дорога

Среди объектов культурно-исторического наследия дороги как пути сообщения крайне редко попадают в поле зрения исследователей — как профессионалов-историков, так и энтузиастов-краеведов. Между тем, это весьма интересная тема: без дорог, как известно, вообще нет цивилизации как таковой, и по их состоянию судят о степени развития общества. В «Читалке» уже размещались статьи о Государевой (Москва - Санкт-Петербург) и «Осударевой» (Вардия — Повенец) дорогах. Сегодня поговорим об участке Старой Питерской от Углича до пересечения с трассой Рыбинск – Бежецк. В этом нам помогут исследования Виктора Бородулина, опубликованные в журнале «Углече Поле».

В 1786 году была учреждена Комиссия о дорогах в государстве. В указе Екатерины II от 14 марта 1786 года об ее открытии говорилось: «Первым опытом трудов ее будет распоряжение о построении дороги, между двумя столицами лежащей…». 28 апреля 1786 года императрица утвердила доклад Комиссии «Об устроении дорог между столицами». 

В указе Её Императорского Величества Екатерины II от 16 февраля 1789 года было предписано «провести дороги в надлежащий вид, так как во многих местах даже пехом с трудом перейдешь, а оныя переделать надобно труда много, а некоторые дороги из лесин необрезанных, а в лесные края многи непрочищены».

На основании этого указа было сделано распоряжение:

1.    Обрезать «большие» дороги в нужную ширину (около 30 сажен);
2.    Выпрямить «большие» дороги, которые начертаны на почтовой карте;
3.    Починить мосты и гати;
4.    Для постоянного осуществления контроля за состоянием дорог разделить их на участки и закрепить за населенными пунктами, исходя из количества душ в этих поселениях;
5.    Организовать подстанции с той же целью;
6.    При строительстве дорог обеспечить сток воды, для чего вырыть рвы по обе стороны дорог при необходимости;
7.    Проселочные дороги очистить от кустарника и леса, чтобы освободить проезд по ним.

Ответственность за составление планов дорог возлагалась на губернских и уездных землемеров. В их обязанность входило изготовление трех копий планов дорог с приложением к ним полного списка всех селений в алфавитном порядке и указанием числа душ в этих селениях. Обязательно указывались версты на планах дорог. 

При необходимости каждое селение для строительства и ремонта дорог выделяло по 20 человек. Работы производились дважды в год, после окончания сельскохозяйственных работ. Примерные сроки определяли условно так: с 10 сентября по 20 октября осенью и с апреля до начала посевных работ. Для контроля за выполнением указа по содержанию дорог в части составления планов и списков закрепленных селений создавались дорожные комиссии. Организационные задачи по содержанию дорог были возложены на нижние земские суды, на местах — на земских исправников и городничих и губернских землемеров. 

Удивительно, но после того Указа до сей поры многие такие дороги в народе называются «Екатерининскими» — столь велико было влияние этой личности. Правда, если вдруг вы начнете расспрашивать, а почему эта дорога так называется, то непременно найдется кто-то, кто расскажет, что вот-де когда-то сама Екатерина проезжала по этой дороге, что вот эти старые деревья были посажены или ее самой,  или по ее личному указанию, или в честь ее проезда…

Старая Питерская дорога вела из Углича в город Устюжна Железопольская по кратчайшему пути. Если посмотреть на плане, то можно заметить, что сначала из Углича дорога идет на северо-запад, и весьма полого, придерживаясь более западного направления, нежели северного, а потом резко поворачивает на север и почти  по прямой, без изгибов и поворотов приходит в пункт назначения. Почему так? А по-другому и нельзя. По прямой – два непроходимых болота — Солодихинское и Зыбинское.  Дорога огибает их с запада, проходя совсем рядом с ним, практически по кромке. Дорога построена расчетливо, с умом, по кратчайшему расстоянию, но в то же время и так, чтобы избежать водных препятствий. 

Начиналась она в лево-бережной части Углича, на границе бывшего города, на берегу реки Корожечны, там, где сейчас расположены завод минеральной воды и бюветы над источниками. Переправа на левый берег реки ранее осуществлялась или по плотине одной из каскада водяных мельниц, или по мосту, стоящему в метрах двухстах ниже по течению от начальной точки дорог.

Самый первый участок пути проходит по пойменной низменности левого берега Корожечны, затем дорога резко поднимается вверх по склонам древней долины реки. Этот участок смещен к юго-западу примерно на полкилометра относительно основной оси этой трассы, в ту сторону, где склон более отлогий. Здесь, на промежутке между пересечением с современным асфальтовым шоссе и до поворота на основную ось, там, где дорога огибает бывшее имении Подберезье, на расстоянии примерно полутора километров, она сохранилась в первозданном виде. Нигде более нельзя увидеть ее такой, какой она была и сто, и двести лет назад. Этот участок заслуживает особого внимания — дорога, можно сказать, как готовый музейный экспонат. 

ХАРЧЕВНИ

На середине участка от перекрестка на Хлудово и Масальское и до выхода дороги в поля стояла Харчевня. Один дом у самой дороги. Это глухое место среди густого леса т топких болот пользовалось дурной славой6 шалили придорожные мышкинские разбойнички, лихие люди. Когда стали реконструировать Старую Питерскую, то при дорожно-строительных работах в этих местах около насыпи находили кости, весьма напоминающие человеческие, а однажды даже откопали в придорожном кювете две неплохо сохранившихся скелета.

При выходе тз леса на просторы левобережного волжского Ополья, рядом с селом Платуново, располагалась большая придорожная деревня Харчевни. Из-за схожести  названий порой происходит путаница.  От Харчевен сейчас остались только два тополя у дороги (один стоит, другой упал), да четыре ивы. Именно здесь несколько лет назад был найден клад монет.

МЕДЛЕВО

Асфальтированное шоссе идет в сторону Воронцово и Богданко, а Старая Питерская идет дальше неезженной грунтовкой по прекрасно сохранившейся насыпи, с широкими «каналами», прямая и ровная. Несмотря на то, что рельеф начинает понижаться в сторону реки Кадки, верхняя часть земляного полотна остается почти горизонтальной. У самой реки высота насыпи достигает примерно 10 метров.  Здесь, рядом с деревней Медлево, был  мост через Кадку. Сейчас от него остались только пеньки свай, торчащие из воды. На той стороне реки дорога уходит в поля и полностью теряется…

За несуществующей ныне деревней Трэфаново старая насыпь вливается в новую асфальтированную дорогу, идущую, однако по трассе Старой Питерской. Здесь она проходит через деревню Игнатово.

ИГНАТОВО

По воспоминаниям старожилов, здесь осенью сорок первого и днем, и ночью шли отступающие войска. Бесконечные вереницы людей.  Останавливались на ночлег, а утром снова шли по Старой Питерской на восток. 

В 1941-42 годах дорога считалась прифронтовой, а жители придорожных сел и деревень в порядке мобилизации на трудовой фронт обязаны были расчищать ее от снега, и вообще постоянно поддерживать ее в проезжем состоянии. Но дорога была практически уничтожена тяжелой военной техникой. Некоторые участки были восстановлены только к началу 1990-ых…

БОЛЬШОЕ БОГОРОДСКОЕ

Здесь дорога угадывается по остаткам моста через реку, валам, насыпи и старым деревьям по краям. Внук Екатерины II Александр I Благословенный в 1817году специальным указом утвердил новые правила об устройстве почтовых трактов.  Под дорогу отводилась полоса шириной в 30 саженей (около 60м). Их них непосредственно под проезжую часть оставляли 8-10 саженей. По 5 саженей  по обе стороны проезжей части предназначалось для канав (кюветов) и придорожных березовых аллей, которые ставились для защиты дорог от снежных заносов в зимнее время.  При посадке между деревьями соблюдалось расстояние в 4 аршина (чуть меньше трех метров). И если дороги были екатерининские, то березы, посаженные по распоряжению Александра I, конечно де, стали александровскими. И именно в Большом Богородском сохранилось  несколько древних, примерно двухсотлетних, берез, подходящих под определение «александровские».

Дальше насыпь «в валах» идет в сторону деревни Софьино. И теряется около пересекающего его газопровода, и на той стороне больше не возобновляется.  В 1980-е она использовалась для подвоза труб и была настолько разбита, что восстанавливать ее посчитали нецелесообразным.

ПЕРЕТЕРЬЕ

У села Перетерье Старая Питерская дорога поворачивала на север. Сейчас она заканчивается у последнего дома.

КОЙ

Сразу за пределами деревни улица превращается в разбитые колеи, но видно, что это была дорога: некоторое подобие большой насыпи, почти заплывшие канавы, слева — еловая посадка,  которую называют «аллеей». 

ДОБРЫНИ

Заканчивалась Старая Питерская у деревень Добрыни и Федосеиха, потому что дальше в столицу было удобнее ехать через Бежецк. А со строительством Рыбинско-Бологовско-Виндавской железной дороги она и вовсе утратила своё значение. Сейчас бывшая дорога теряется во дворах построенных домов, и лишь на окраине можно заметить как в лес уходит еле угадываемая насыпь Бежецкого тракта, на пересечении с которым и заканчивался когда-то старый почтовый тракт, который только угличане и называли «Старая Питерская дорога»…

По материалам одноименной статьи Виктора Бородулина, опубликованной в журнале "Углече Поле" (2012 год). 



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ