ГРАФИКА ПЕРЕДВИЖНИКОВ
экскурсия на выставку "Рисунки и акварели передвижников"
Продолжаем изучать графику из фондов Русского музея. В этот раз выставка «Рисунки и акварели передвижников» познакомит вас с произведениями, созданными как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок (1870–1923), так и художниками младшего поколения.
ТПХВ объединило художников, убежденных в том, что искусство способно влиять на духовный мир людей. Показ выставок во многих городах позволял приобщить к искусству больше публики. Это время отмечено необычайным подъемом духа, породившим в литературе Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, в музыке П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского, а в изобразительном искусстве И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.Н. Крамского, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского. Именно эти художники составили стержень передвижничества.
В портретных рисунках 1870-х годов, исполненных в основном в технике графитного карандаша или соуса, запечатлены черты представителей разночинной интеллигенции и крестьян. Их образы отмечены глубоким психологизмом и стремлением выявить общее, типическое, свойственное поколению. Жанр пейзажа в графическом творчестве передвижников также заметно эволюционировал, но неизменным оставалось одно: мотивы родной природы вытесняли интерес к красотам Италии, так привлекавших художников предыдущей половины столетия.
В графике передвижников большое место занимал бытовой жанр. В красочных акварелях В.Е. Маковского 1870-х годов тонкие наблюдения над человеческими характерами предстают в полных юмора сценках с развёрнутым сюжетом. Особенный расцвет бытовой жанр получает в 1880-е годы. Ему отдали дань В.М. Максимов, Н.П. Загорский, а также И.Е. Репин в знаменитой серии рисунков, посвященных Петербургу.
Фотоиллюстрация: ru.wikipedia.org