НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТЕАТРЫ, КОТОРЫХ НЕТ»
В среду, 18 октября, в Белом зале Российского института истории искусств (Исаакиевская площадь, 5) пройдет научная конференция, посвященная театрам Петербурга конца XIX — первой трети XX века.
Многие новаторские идеи начала эпохи режиссерского театра, повлияв на формирование художественных тенденций рубежа веков, зарождались в небольших театрах. На сегодняшний день информация об их деятельности во многом ограничивается справочными данными относительно помещений, состава труппы и репертуара. Театры, существовавшие по одному или несколько сезонов, растворяются в общей палитре культурной жизни Петербурга начала XX века.
Организаторы конференции предлагают вернуть в историю нашего города незаслуженно забытые страницы этого времени. Докладчиками будут представлены материалы как об известных сценах, так и о совершенно не знакомых. Например, знаменитому «Дому Интермедий» Вс. Мейерхольда посвящено сразу три доклада, Театру Новой драмы и его художникам – два. Среди театральных экспериментов 1920-х годов, о которых многие из посетивших конференцию услышат впервые, можно назвать театр ужасов «Гиньоль» и Светотеатр Г. Гидони. Конференция «Петербургские театры, которых нет» будет интересна не только театроведам, но и историкам, литературоведам, искусствоведам, а также всем почитателям Санкт-Петербурга и его истории.
По всем вопросам обращаться к научному сотруднику сектора источниковедения РИИИ Сусанне Андреевне Филипповой — 8(921)781-13-89, susanna.filippova@yandex.ru
ПРОГРАММА:
12.00 – 13.50
Порфирьева Анна Леонидовна, канд. искусствоведения, зав. сектором музыки РИИИ. — Театр Казасси
Федорченко Ольга Анатольевна, канд. искусствоведения, старший научный сотрудник сектора источниковедения РИИИ. — Среди акробатов, канатоходцев, велосипедистов и скороходов… Как начиналась блистательная карьера Вирджинии Цукки в России
Боглачева Ирина Анатольевна, зав. сектором периодики Отдела редкой книги, рукописных, архивных и иконографических материалов Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. — Выступления итальянской танцовщицы Антониетты Дель Эры на сцене театра «Аркадия» (1886 год)
Баканова Людмила Николаевна, канд. искусствоведения, старший преподаватель кафедры русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры. — «Люди ТМД». Фрагмент ненаписанной книги И. М. Лапицкого
Валиева Юлия Мелисовна, канд. филол. наук, доцент филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. — К 80-летию постановки детской оперы «Глупый Ганс». Обэриуты и театр
13.50–14.10 Кофе-брейк
14.10–15.40
Филиппова Сусанна Андреевна, канд. искусствоведения, научный сотрудник сектора источниковедения РИИИ. — Новый театр Л. Б. Яворской в художественной жизни Петербурга начала XX века
Исмагулова Тамара Джакешевна, научный сотрудник сектора источниковедения РИИИ. — Режиссер Николай Александрович Попов и короткий сезон народного театра для «островитян»
Быкова Татьяна Юрьевна, канд. искусствоведения, научный сотрудник Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. — «Гамлет» в Передвижном театре П. П. Гайдебурова
Краева Ольга Александровна, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. — Театр «Кривое зеркало»: первые годы
15.40–16.00 Кофе-брейк
16.00–17.30
Ряпосов Александр Юрьевич, канд. искусствоведения, зав. сектором источниковедения РИИИ. — Старинный театр (средневековый цикл, 1907–1908): место и роль в становлении русского режиссерского искусства
Галанина Юлия Евгеньевна, старший научный сотрудник сектора источниковедения РИИИ. — «Дом Интермедий», известный и неизвестный
Лопатин Алексей Августович, канд. искусствоведения, Рогова Наталия Борисовна, главный библиотекарь Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки. — Балет-пантомима «Лебедь» Доктора Дапертутто в «Доме Интермедий» — три источника и реконструкция неосуществленного замысла
Дмитриев Павел Вячеславович, канд. искусствоведения, зав. Музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича. — Несколько штрихов к истории Дома Интермедий: По письмам М. Кузмина, Е. Зноско-Боровского, Н. Кузнецова
17.30–17.50 Кофе-брейк
17.50–19.20
Харламова Вера Анатольевна, зав. сектором редких книг Отдела редкой книги, рукописных, архивных и иконографических материалов Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. — Театрально-архитектурные штудии В. Н. Всеволодского-Гернгросса 1910-го года
Колганова Ольга Викторовна, канд. искусствоведения, научный сотрудник сектора инструментоведения РИИИ. — Светотеатр Григория Гидони
Магидович Марина Леонидовна, д-р социол. наук, зав. сектором актуальных проблем современной художественной культуры РИИИ. — Александр Арнштам — театральный художник, которого нет в истории петербургских театров?
Комиссарова Елена Викторовна, канд. пед. наук, ведущий библиотекарь Отдела основного книгохранения Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки. — Театр ужасов «Гиньоль» (Петроград, 1922 год)
Овэс Любовь Соломоновна, канд. искусствоведения, старший научный сотрудник сектора театра РИИИ. — «Художник Моисей Левин в Петроградском Лиговском театре и театре Новой драмы
Источник: http://artcenter.ru/nauchnaya-konferenciya-peterburgskie-teatry-kotoryx-net/