к другим статьям

Продолжаем путешествовать с Екатериной II по Волге. Присядем в кресло, преподнесенное государыне в Рыбной слободе. В этом нам поможет статья Сергея Овсянникова «Рыбинское кресло Екатерины Великой».

Царское кресло «одноразового использования»

Это кресло неизменно привлекает взгляд каждого посетителя Рыбинского музея уже одним своим внешним видом. Большое, украшенное сложной резьбой, покрытое настоящим сусальным золотом, так и хочется сказать — царское. И вы не ошибетесь — среди пышных, даже вычурных золоченых завитков на спинке виден медальон с монограммой «Е II». Какое же отношение имеет музейный экспонат к императрице Екатерине II, прозванной Великой?

В 1767 году в Рыбной слободе случилось исключительное по тем временам событие — приезд императрицы. И сейчас-то визит, скажем, Президента вызывает бурную активность местных властей, прихорашивающих к приезду высокого гостя город. Так что же было два с лишним века назад! Ведь в ту пору свои визиты государственные деятели наносили куда реже: транспорт не отличался быстроходностью. Да и деятели были совсем иного рода, не какой-нибудь государственный чиновник, а Помазанник Божий!

В нашем случае это была «Всепресветлейшая, державнейшая великая государыня императрица Екатерина Алексеевна, самодержица всероссийская, государыня всемилостивейшая». Недавняя немецкая принцесса, в результате дворцового переворота возглавившая огромную Российскую империю, решила посмотреть, над чем она там, собственно, царит.  И поплыла  вниз по Волге от Твери к Казани флотилия галер с императрицей и приближенными. Останавливаясь, время от времени, в  приволжских городах, она была неизменно встречаема восторженным местным населением.
Не стала исключением и Рыбная слобода (в просторечии — просто Рыбная, или Рыбна), как назывался тогда будущий Рыбинск. Правда, как недавно выяснила исследователь Галина Левина, всенародному счастью предшествовал не очень приятный период. Тогда в преддверии царского визита заставляли строить специальную  пристань для царицы, мост через реку Черемуху и даже дворец! Впрочем, в качестве последнего слобожане приспособили здание городской ратуши, а вместо моста соорудили «достойный плот». Зато пристань построили даже в нескольких экземплярах. Однако все это — поневоле, по принуждению. А вот по зову сердца, от всей широты русской души слобожане приготовили именно кресло, уже знакомое нам.

И вот, наконец, настал тот торжественный день. Вечером 21 мая корабли встали напротив слободы, а к утру 22 мая — напротив Преображенской церкви. Императрица, встреченная духовенством и властями Рыбной, прошла в храм. Началась церковная служба.

Часто пишут, что тут-то царица кресло и обнаружила и просидела в нем всю литургию.  Однако архивные исследования доказывают, что императрица во время литургии не сидела. В старинном документе ясно записано: «креслы… поставить в том месте, в котором Великая Государыня Императрица изволила высочайшею своею особою стоять и Святую Божественную литургию слушать». Скорее всего, кресла во время службы в храме не было вовсе.

Но вот службы закончилась, царица изволила пойти по Крестовой улице ко дворцу. И только теперь на сцене появилось кресло. Монархиня приняла подарок. Наверное, присела, порадовала верноподданых. После этого она направилась к своему кораблю, а гофмаршал, генерал-майор и фаворит Григорий Орлов изрёк монаршую милость: поставить кресло в храме, на вечную память о Высочайшем посещении. Слобожане остались очень довольны.

Много ли было шансов, что царица захватит с собою дар будущих рыбинцев? Не очень. И не только потому, что везти кресло сначала до Казани, а потом сухопутным маршрутом в Петербург было довольно хлопотно. В верноподданическом рвении слобожане явно не задавались вопросом: а каковы представления царицы о красоте? В результате Екатерина II получила творение, выполненное в вычурно-торжественных формах стиля барокко, эффектных, но по столичным меркам порядком устаревших. То, что царица — поклонница нового стиля (получившего потом название «классицизм»), более изящного и уравновешенного, даже строгого, купцы, видимо, не знали. И кресло так и осталось в слободской церкви, десятилетие спустя ставшей городским собором. В середине XIX века после сноса старого и строительства нового собора его перенесли туда. В 1920 году кресло было передано в Рыбинский музей и сразу же попало в основную экспозицию. Увы, к 1960 годам оно сильно обветшало и на несколько десятилетий переместилось в музейные фонды. Лишь в начале 1990-х годов удалось найти средства на его восстановление.

В ходе реставрационных работ все, имевшие к ней отношение, убедились в мудрости императрицы: кресло оказалось… одноразового использования.  Мастера из «Ярреставрации» не скрывали изумления: детали кресла были соединены совсем «на живую нитку», потом покрыты слоем грунтовки и позолочены. Пришлось им, помимо перетяжки сиденья и восстановления позолоты, устранять огрехи более чем двухсотлетней давности: усиливать конструкцию дополнительной рамой.

Сейчас царицыно кресло спокойно стоит в музейной экспозиции как памятник «безумного и мудрого» XVIII столетия.

Список иллюстраций:
В анонсе статьи — А. П. Антропов «Портрет Екатерины II» (1766)​
1. «Путешествие Екатерины II по России в 1787 Г. Аллегория». Неизвестный художник по ориг. Ф. Де Мейса.
2. Кресло, подаренное Екатерине II, из музейной экспозиции Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедни​ка

По материалам статья Сергея Овсянникова «Рыбинское кресло Екатерины Великой», опубликованной в журнале «Углече Поле» ( №26, 2015 год).



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ