ШКОLА PRОZRЕНИЯ

Друзья, летом мы не сидели без дела, а вовсю продумывали новые лекционные циклы с учётом ваших пожеланий и просьб.

Осенью вместе с археологами раскопаем музейные территории, вспомним не вернувшихся домой солдат и нырнём глубоко под воду в поисках затонувших кораблей. Затем попробуем разобраться в современном искусстве, пролистаем подборку журналов «Нива» и выучим язык иконописи. А начнём новый учебный сезон с выполнения данного нами обещания и снова отправимся в музей «XX лет после Войны», чтобы поговорить о балете и его влиянии на повседневность.

СЕЗОН 2021-2022

БАЛЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
БАЛЕТ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Начиная с 1950-х гг. именно балет был основным искусством, триумфально представляемым за рубежом. Внутри страны также была развернута масштабная компания по формированию образа советского балета. В итоге, наряду с космической программой, балет стал инструментом внутренней культурной политики и международной дипломатии.

Для того, чтобы балет «вошёл» в каждый дом, он должен был стать частью актуальной повестки повседневной, рутинной жизни – появиться на страницах газет и журналов, на экранах телевидения, занять свое место в виде фарфоровых статуэток на комодах и книжных полках советского человека, воплотиться в ароматах и прочих образцах парфюмерной промышленности.

На лекциях цикла узнаем, как происходило включение балета в актуальную культурную повестку, и увидим произведения из собрания музея ХХ лет после Войны. Эти предметы станут основой увлекательного рассказа о балетах, которые были не только значительным явлением культуры, но и нашли отражение в пространстве советской повседневности.

Начиная с 1950-х гг. именно балет был основным искусством, триумфально представляемым за рубежом. Внутри страны также была развернута масштабная компания по формированию образа советского балета. В итоге, наряду с космической программой, балет стал инструментом внутренней культурной политики и международной дипломатии.

Для того, чтобы балет «вошёл» в каждый дом, он должен был стать частью актуальной повестки повседневной, рутинной жизни – появиться на страницах газет и журналов, на экранах телевидения, занять свое место в виде фарфоровых статуэток на комодах и книжных полках советского человека, воплотиться в ароматах и прочих образцах парфюмерной промышленности.

На лекциях цикла узнаем, как происходило включение балета в актуальную культурную повестку, и увидим произведения из собрания музея ХХ лет после Войны. Эти предметы станут основой увлекательного рассказа о балетах, которые были не только значительным явлением культуры, но и нашли отражение в пространстве советской повседневности.

с 08.09 по 29.09
КУРС ЗАВЕРШЕН

СЕЗОН 2020-2021

МУЗЕЙ ЗАКРЫТ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ

В рамках проекта «ШкоLa ProZrения» мы говорили о реставрации, говорили о музеях. Пришло время поговорить о реставрации в музеях!))

Что происходит за дверьми с табличкой «Извините, музей закрыт на реконструкцию»? Кто принимает решение о необходимости реставрации? Куда прячут экспонаты? Чем в это время занимаются сотрудники? Какие интересные открытия делают в процессе ремонтно-реставрационных работ и изучения фондов? Как происходит формирование новых экспозиций? Обо всём об этом (и не только) узнаём в мае на новом лекционно-экскурсионном курсе.

12 мая, 19.00-21.00, Рентгена, 9Б
Алина ЗОРЯ - зам. директора по научно-просветительской деятельности
Музей «Невская застава»

Узнаем, что происходит за стенами двухэтажного деревянного дома, построенного в XIX в. Где хранятся экспонаты и куда ходят на работу сотрудники. А также о челленджах, квестах, выездных выставках и открытии закрытых дверей.

19 мая, 19.00-21.00, Рентгена, 9Б
Ариадна МАРКЕЛОВА – научный сотрудник
Объединённый музей гражданской авиации

Узнаем, зачем и с кем объединился музей. Стряхнём пыль с предметов из фондов и выясним, при чём тут Курская битва и как в экспозицию попала лопасть самолёта с о. Сахалин. Наконец, поговорим о том, каким музей предстанет перед посетителями после ремонта.

26 мая, 19.00-21.00, Введенский канал, д. 6, Военно-медицинский музей
Дмитрий ЖУРАВЛЁВ - канд.ист.наук, зам. директора по экспозиционно-выставочной работе

Узнаем, как создавался музей, какими фондами обладает, как появляются новые экспозиции на старых музейных площадях. Проследим весь процесс от научной концепции до представления проектов в эпоху пандемии и побываем на ещё только формируемых экспозициях

От Петра Романова до Юрия Первого
От Петра Романова до Юрия Первого

Лекция, 7 апреля
Какие "странные сближения" случились между Петром и Юрием Алексеевичами сквозь 250 лет? Почему Петербург можно считать колыбелью космической революции? Как выглядит почти секретная карта ленинградской космонавтики? 

Лекция, 14 апреля  
12.04.1961г. - советская авантюра или заговор романтиков? Как лейтенант Гагарин 7 смертей избежал и молодцом обернулся. 

Экскурсия, 16 апреля, 17:00
Проникнем в музей "Военмеха“, где нам поведают историю заведения от  ремесленного училища Цесаревича Николая до кузницы космических кадров имени крестьянского сына Устинова Дмитрия. 

Лекция, 7 апреля
Какие "странные сближения" случились между Петром и Юрием Алексеевичами сквозь 250 лет? Почему Петербург можно считать колыбелью космической революции? Как выглядит почти секретная карта ленинградской космонавтики? 

Лекция, 14 апреля  
12.04.1961г. - советская авантюра или заговор романтиков? Как лейтенант Гагарин 7 смертей избежал и молодцом обернулся. 

Экскурсия, 16 апреля, 17:00
Проникнем в музей "Военмеха“, где нам поведают историю заведения от  ремесленного училища Цесаревича Николая до кузницы космических кадров имени крестьянского сына Устинова Дмитрия. 

с 07.04 по 16.04
КУРС ЗАВЕРШЕН
МОНАСТЫРИ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
МОНАСТЫРИ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В феврале будем вникать в тонкости такого понятия как «монастырь». Вспомним, когда и зачем появились монастыри, как изменялись со временем, для чего существуют сейчас. Обсудим практические вопросы: каким образом можно основать, как управлять, чем занимаются проживающие в обители и кто пишет тот самый устав, с которым в чужой монастырь не ходят.

В заключение отправимся в Александро-Невскую лавру, чтобы вместе с историком-архивистом старейшего монастыря Петербурга Дмитрием БОХОНСКИМ взглянуть через прошлое в будущее и из первых рук узнать о предстоящих реставрационных работах.

В феврале будем вникать в тонкости такого понятия как «монастырь». Вспомним, когда и зачем появились монастыри, как изменялись со временем, для чего существуют сейчас. Обсудим практические вопросы: каким образом можно основать, как управлять, чем занимаются проживающие в обители и кто пишет тот самый устав, с которым в чужой монастырь не ходят.

В заключение отправимся в Александро-Невскую лавру, чтобы вместе с историком-архивистом старейшего монастыря Петербурга Дмитрием БОХОНСКИМ взглянуть через прошлое в будущее и из первых рук узнать о предстоящих реставрационных работах.

с 17.02 по 28.02
КУРС ЗАВЕРШЕН
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОД
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Три лекции курса – это авторский взгляд на ключевые составляющие повседневности, которая раскрывается на трех основных уровнях – это пространство тела (парфюмерия), пространство дома (фарфор), пространство города (Ленинград в искусстве).

На занятиях не только поговорим об основных фарфоровых предприятиях города на Неве и их продукции, но и подержим в руках изделия, украшавшие комоды советских квартир от Калининграда до Владивостока; узнаем, какие ароматы «носили» советские женщины и потренируем обоняние, сравнивая духи Ленинграда и Москвы; а также посмотрим на послевоенный город глазами художников.

Все лекции будут проходить в музее  повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг. "XX лет после Войны".

Три лекции курса – это авторский взгляд на ключевые составляющие повседневности, которая раскрывается на трех основных уровнях – это пространство тела (парфюмерия), пространство дома (фарфор), пространство города (Ленинград в искусстве).

На занятиях не только поговорим об основных фарфоровых предприятиях города на Неве и их продукции, но и подержим в руках изделия, украшавшие комоды советских квартир от Калининграда до Владивостока; узнаем, какие ароматы «носили» советские женщины и потренируем обоняние, сравнивая духи Ленинграда и Москвы; а также посмотрим на послевоенный город глазами художников.

Все лекции будут проходить в музее  повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг. "XX лет после Войны".

с 13.01 по 27.01
КУРС ЗАВЕРШЕН
Музей INSIGHT. КОЛЛЕКЦИИ
Музей INSIGHT. КОЛЛЕКЦИИ

Каким образом произведения искусства попадают в музеи? Может ли музейщик выступать в роли официального эксперта? По какому принципу формируются исторические цветники в пригородных дворцово-парковых ансамблях? Кто те люди, которые приносят дары российским музеям? Как частное собрание становится основой общедоступного музея?

Об этом и многом другом поговорим со специалистами, занимающимися пополнением коллекций государственных и частных музеев нашего города.

Каким образом произведения искусства попадают в музеи? Может ли музейщик выступать в роли официального эксперта? По какому принципу формируются исторические цветники в пригородных дворцово-парковых ансамблях? Кто те люди, которые приносят дары российским музеям? Как частное собрание становится основой общедоступного музея?

Об этом и многом другом поговорим со специалистами, занимающимися пополнением коллекций государственных и частных музеев нашего города.

с 11.11 по 27.11
КУРС ЗАВЕРШЕН
КРАСКИ, ФРЕСКИ И БЕТОН
КРАСКИ, ФРЕСКИ И БЕТОН

Октябрь посвятим новым встречам с реставраторами. Поговорим о том, чем в разные века красили фасады, как сохраняются и реставрируются краски; вспомним, где в Петербурге находятся фрески, и на примере Петропавловского собора разберём, какие задачи приходится решать реставраторам для их сохранения; узнаем, когда появились скульптуры из бетона и вникнем в нюансы реставрации этого материала. Наконец, отправимся на реставрируемый объект и своими глазами увидим, как возрождают храмовые росписи.

Октябрь посвятим новым встречам с реставраторами. Поговорим о том, чем в разные века красили фасады, как сохраняются и реставрируются краски; вспомним, где в Петербурге находятся фрески, и на примере Петропавловского собора разберём, какие задачи приходится решать реставраторам для их сохранения; узнаем, когда появились скульптуры из бетона и вникнем в нюансы реставрации этого материала. Наконец, отправимся на реставрируемый объект и своими глазами увидим, как возрождают храмовые росписи.

с 14.10 по 31.10
КУРС ЗАВЕРШЕН

СЕЗОН 2019-2020

ОБРАЗЫ ХРИСТИАНСТВА С ДМИТРИЕМ БОХОНСКИМ
ОБРАЗЫ ХРИСТИАНСТВА С ДМИТРИЕМ БОХОНСКИМ

Икона — Евангелие в красках. Такое определение можно встретить во многих исследованиях. Действительно, христианство выделяется среди монотеистических религий тем, что позволяет изображать Бога и святых. Образ несёт в себе глубочайший духовный и нравственный смысл. На наших лекциях мы поговорим о том, как евангельская и церковная история отображается в иконах и поздних картинах. Затронем вопрос, в чем различие этих видов искусства. Коснемся богословских объяснений значения образа для христианина.

Икона — Евангелие в красках. Такое определение можно встретить во многих исследованиях. Действительно, христианство выделяется среди монотеистических религий тем, что позволяет изображать Бога и святых. Образ несёт в себе глубочайший духовный и нравственный смысл. На наших лекциях мы поговорим о том, как евангельская и церковная история отображается в иконах и поздних картинах. Затронем вопрос, в чем различие этих видов искусства. Коснемся богословских объяснений значения образа для христианина.

с 04.03 по 22.04
КУРС ЗАВЕРШЕН
МУЗЕЙ. INSIGHT
МУЗЕЙ. INSIGHT

Музей — публичное пространство, о закулисье которого мы знаем намного меньше, чем о кулуарной жизни театров. Музеи как организации очень закрытые и не всегда приветливые. Это порождает мифы о том, что картины все заменены на копии, в запасниках прячут тайные сокровища, а музейные работники — это только смотрители в залах.

Мы предлагаем посмотреть на музей изнутри. На примерах из мирового опыта о музее как организации и культурном феномене расскажут сотрудники создаваемого музея Иосифа Бродского в Доме Мурузи. После этого цикла ваше видение любого музея изменится в корне.

Куратор цикла — главный редактор информационно-аналитического портала brodsky.online, куратор частного учреждения культуры «Музей «Полторы комнаты Иосифа Бродского» Павел КОТЛЯР.

Музей — публичное пространство, о закулисье которого мы знаем намного меньше, чем о кулуарной жизни театров. Музеи как организации очень закрытые и не всегда приветливые. Это порождает мифы о том, что картины все заменены на копии, в запасниках прячут тайные сокровища, а музейные работники — это только смотрители в залах.

Мы предлагаем посмотреть на музей изнутри. На примерах из мирового опыта о музее как организации и культурном феномене расскажут сотрудники создаваемого музея Иосифа Бродского в Доме Мурузи. После этого цикла ваше видение любого музея изменится в корне.

Куратор цикла — главный редактор информационно-аналитического портала brodsky.online, куратор частного учреждения культуры «Музей «Полторы комнаты Иосифа Бродского» Павел КОТЛЯР.

с 29.01 по 26.02
КУРС ЗАВЕРШЕН
РЕСТАВРАЦИЯ. ЧЕМ БОЛЕЮТ ПАМЯТНИКИ И КАК ИХ ЛЕЧИТЬ?
РЕСТАВРАЦИЯ. ЧЕМ БОЛЕЮТ ПАМЯТНИКИ И КАК ИХ ЛЕЧИТЬ?

7 зимних вечеров посвятим разговорам о реставрации с ведущими специалистами в этой области. Вспомним историю охраны памятников, разберемся в методах и концепциях, сравним отечественный и зарубежный опыт, с помощью конкретных петербургских примеров узнаем о технологиях и материалах. Куратор цикла — главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария РЯДОВА.

7 зимних вечеров посвятим разговорам о реставрации с ведущими специалистами в этой области. Вспомним историю охраны памятников, разберемся в методах и концепциях, сравним отечественный и зарубежный опыт, с помощью конкретных петербургских примеров узнаем о технологиях и материалах. Куратор цикла — главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария РЯДОВА.

с 27.11 по 22.01
КУРС ЗАВЕРШЕН
ЖИВОПИСЬ СО СВЕТЛАНОЙ ЕРШОВОЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ. ТРИ ВЕКА ИСТОРИИ
ЖИВОПИСЬ СО СВЕТЛАНОЙ ЕРШОВОЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ. ТРИ ВЕКА ИСТОРИИ

Новый цикл лекций знакомит с историей художественного Петербурга от момента основания города до начала XXI века. В центре внимания окажутся самые яркие художественные события и явления, судьбы художников и истории знаковых произведений, возникновение первых коллекций и формирование музеев национального масштаба. И конечно, сам город, его изменчивый облик, на фоне которого на протяжении двух веков вызревало все русское искусство, а в ХХ веке возник феномен ленинградской школы.

Новый цикл лекций знакомит с историей художественного Петербурга от момента основания города до начала XXI века. В центре внимания окажутся самые яркие художественные события и явления, судьбы художников и истории знаковых произведений, возникновение первых коллекций и формирование музеев национального масштаба. И конечно, сам город, его изменчивый облик, на фоне которого на протяжении двух веков вызревало все русское искусство, а в ХХ веке возник феномен ленинградской школы.

с 02.10 по 20.11
КУРС ЗАВЕРШЕН
Если у вас остались вопросы по поводу Школы Прозрения, звоните Ксении Самариной: +7-911-235-18-01