ШКОLА PRОZRЕНИЯ
«ШкоLa ProZrения» задумана для тех, кто хотел бы приобрести навыки просвещенного Зрителя.
В новом учебном сезоне продолжим разговор о реставрации, заглянем на музейную «кухню», разберёмся с устройством петербургских дворов, узнаем о бытовании монастырей и пролистаем кулинарные книги Петербурга разных столетий.
В феврале будем вникать в тонкости такого понятия как «монастырь». Вспомним, когда и зачем появились монастыри, как изменялись со временем, для чего существуют сейчас. Обсудим практические вопросы: каким образом можно основать, как управлять, чем занимаются проживающие в обители и кто пишет тот самый устав, с которым в чужой монастырь не ходят.
В заключение отправимся в Александро-Невскую лавру, чтобы вместе с историком-архивистом старейшего монастыря Петербурга Дмитрием БОХОНСКИМ взглянуть через прошлое в будущее и из первых рук узнать о предстоящих реставрационных работах.
В феврале будем вникать в тонкости такого понятия как «монастырь». Вспомним, когда и зачем появились монастыри, как изменялись со временем, для чего существуют сейчас. Обсудим практические вопросы: каким образом можно основать, как управлять, чем занимаются проживающие в обители и кто пишет тот самый устав, с которым в чужой монастырь не ходят.
В заключение отправимся в Александро-Невскую лавру, чтобы вместе с историком-архивистом старейшего монастыря Петербурга Дмитрием БОХОНСКИМ взглянуть через прошлое в будущее и из первых рук узнать о предстоящих реставрационных работах.
Три лекции курса – это авторский взгляд на ключевые составляющие повседневности, которая раскрывается на трех основных уровнях – это пространство тела (парфюмерия), пространство дома (фарфор), пространство города (Ленинград в искусстве).
На занятиях не только поговорим об основных фарфоровых предприятиях города на Неве и их продукции, но и подержим в руках изделия, украшавшие комоды советских квартир от Калининграда до Владивостока; узнаем, какие ароматы «носили» советские женщины и потренируем обоняние, сравнивая духи Ленинграда и Москвы; а также посмотрим на послевоенный город глазами художников.
Все лекции будут проходить в музее повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг. "XX лет после Войны".
Три лекции курса – это авторский взгляд на ключевые составляющие повседневности, которая раскрывается на трех основных уровнях – это пространство тела (парфюмерия), пространство дома (фарфор), пространство города (Ленинград в искусстве).
На занятиях не только поговорим об основных фарфоровых предприятиях города на Неве и их продукции, но и подержим в руках изделия, украшавшие комоды советских квартир от Калининграда до Владивостока; узнаем, какие ароматы «носили» советские женщины и потренируем обоняние, сравнивая духи Ленинграда и Москвы; а также посмотрим на послевоенный город глазами художников.
Все лекции будут проходить в музее повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг. "XX лет после Войны".
Каким образом произведения искусства попадают в музеи? Может ли музейщик выступать в роли официального эксперта? По какому принципу формируются исторические цветники в пригородных дворцово-парковых ансамблях? Кто те люди, которые приносят дары российским музеям? Как частное собрание становится основой общедоступного музея?
Об этом и многом другом поговорим со специалистами, занимающимися пополнением коллекций государственных и частных музеев нашего города.
Каким образом произведения искусства попадают в музеи? Может ли музейщик выступать в роли официального эксперта? По какому принципу формируются исторические цветники в пригородных дворцово-парковых ансамблях? Кто те люди, которые приносят дары российским музеям? Как частное собрание становится основой общедоступного музея?
Об этом и многом другом поговорим со специалистами, занимающимися пополнением коллекций государственных и частных музеев нашего города.
Октябрь посвятим новым встречам с реставраторами. Поговорим о том, чем в разные века красили фасады, как сохраняются и реставрируются краски; вспомним, где в Петербурге находятся фрески, и на примере Петропавловского собора разберём, какие задачи приходится решать реставраторам для их сохранения; узнаем, когда появились скульптуры из бетона и вникнем в нюансы реставрации этого материала. Наконец, отправимся на реставрируемый объект и своими глазами увидим, как возрождают храмовые росписи.
Октябрь посвятим новым встречам с реставраторами. Поговорим о том, чем в разные века красили фасады, как сохраняются и реставрируются краски; вспомним, где в Петербурге находятся фрески, и на примере Петропавловского собора разберём, какие задачи приходится решать реставраторам для их сохранения; узнаем, когда появились скульптуры из бетона и вникнем в нюансы реставрации этого материала. Наконец, отправимся на реставрируемый объект и своими глазами увидим, как возрождают храмовые росписи.
СЕЗОН 2019-2020
Икона — Евангелие в красках. Такое определение можно встретить во многих исследованиях. Действительно, христианство выделяется среди монотеистических религий тем, что позволяет изображать Бога и святых. Образ несёт в себе глубочайший духовный и нравственный смысл. На наших лекциях мы поговорим о том, как евангельская и церковная история отображается в иконах и поздних картинах. Затронем вопрос, в чем различие этих видов искусства. Коснемся богословских объяснений значения образа для христианина.
Икона — Евангелие в красках. Такое определение можно встретить во многих исследованиях. Действительно, христианство выделяется среди монотеистических религий тем, что позволяет изображать Бога и святых. Образ несёт в себе глубочайший духовный и нравственный смысл. На наших лекциях мы поговорим о том, как евангельская и церковная история отображается в иконах и поздних картинах. Затронем вопрос, в чем различие этих видов искусства. Коснемся богословских объяснений значения образа для христианина.
Музей — публичное пространство, о закулисье которого мы знаем намного меньше, чем о кулуарной жизни театров. Музеи как организации очень закрытые и не всегда приветливые. Это порождает мифы о том, что картины все заменены на копии, в запасниках прячут тайные сокровища, а музейные работники — это только смотрители в залах.
Мы предлагаем посмотреть на музей изнутри. На примерах из мирового опыта о музее как организации и культурном феномене расскажут сотрудники создаваемого музея Иосифа Бродского в Доме Мурузи. После этого цикла ваше видение любого музея изменится в корне.
Куратор цикла — главный редактор информационно-аналитического портала brodsky.online, куратор частного учреждения культуры «Музей «Полторы комнаты Иосифа Бродского» Павел КОТЛЯР.
Музей — публичное пространство, о закулисье которого мы знаем намного меньше, чем о кулуарной жизни театров. Музеи как организации очень закрытые и не всегда приветливые. Это порождает мифы о том, что картины все заменены на копии, в запасниках прячут тайные сокровища, а музейные работники — это только смотрители в залах.
Мы предлагаем посмотреть на музей изнутри. На примерах из мирового опыта о музее как организации и культурном феномене расскажут сотрудники создаваемого музея Иосифа Бродского в Доме Мурузи. После этого цикла ваше видение любого музея изменится в корне.
Куратор цикла — главный редактор информационно-аналитического портала brodsky.online, куратор частного учреждения культуры «Музей «Полторы комнаты Иосифа Бродского» Павел КОТЛЯР.
7 зимних вечеров посвятим разговорам о реставрации с ведущими специалистами в этой области. Вспомним историю охраны памятников, разберемся в методах и концепциях, сравним отечественный и зарубежный опыт, с помощью конкретных петербургских примеров узнаем о технологиях и материалах. Куратор цикла — главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария РЯДОВА.
7 зимних вечеров посвятим разговорам о реставрации с ведущими специалистами в этой области. Вспомним историю охраны памятников, разберемся в методах и концепциях, сравним отечественный и зарубежный опыт, с помощью конкретных петербургских примеров узнаем о технологиях и материалах. Куратор цикла — главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария РЯДОВА.
Новый цикл лекций знакомит с историей художественного Петербурга от момента основания города до начала XXI века. В центре внимания окажутся самые яркие художественные события и явления, судьбы художников и истории знаковых произведений, возникновение первых коллекций и формирование музеев национального масштаба. И конечно, сам город, его изменчивый облик, на фоне которого на протяжении двух веков вызревало все русское искусство, а в ХХ веке возник феномен ленинградской школы.
Новый цикл лекций знакомит с историей художественного Петербурга от момента основания города до начала XXI века. В центре внимания окажутся самые яркие художественные события и явления, судьбы художников и истории знаковых произведений, возникновение первых коллекций и формирование музеев национального масштаба. И конечно, сам город, его изменчивый облик, на фоне которого на протяжении двух веков вызревало все русское искусство, а в ХХ веке возник феномен ленинградской школы.