ШКОЛА ПРОЗРЕНИЯ
Этот наш проект задуман для тех, кто хотел бы приобрести навыки просвещённого и профессионального ЗРИТЕЛЯ. Живопись, Архитектура, Кино, Фотография, Балет, Космос, Реставрация – всё это повод для наших встреч в Школе Прозрения. Приходите и вы.
До встречи!
СЕЗОН 2023-2024
В этом цикле нам предстоят встречи с действующими археологами, для которых выражения «закопаться в историю» или «нырнуть в историю» — вовсе не метафоры. Именно поэтому лекции проходят зимой, когда докладчики ненадолго выбираются из раскопов и поднимаются со дна морского))
О трёх направлениях археологии — «музейной», военной и подводной — расскажут Александр СМИРНОВ, Сергей ЗАГАЦКИЙ и Роман ПРОХОРОВ. А ещё вместе с Евгением ВАВИЛОВЫМ нас пустят в фонды музея истории Кронштадта, где хранится коллекция находок подводных археологов.
Цикл состоит из 3 лекций и 1 экскурсии.
В этом цикле нам предстоят встречи с действующими археологами, для которых выражения «закопаться в историю» или «нырнуть в историю» — вовсе не метафоры. Именно поэтому лекции проходят зимой, когда докладчики ненадолго выбираются из раскопов и поднимаются со дна морского))
О трёх направлениях археологии — «музейной», военной и подводной — расскажут Александр СМИРНОВ, Сергей ЗАГАЦКИЙ и Роман ПРОХОРОВ. А ещё вместе с Евгением ВАВИЛОВЫМ нас пустят в фонды музея истории Кронштадта, где хранится коллекция находок подводных археологов.
Цикл состоит из 3 лекций и 1 экскурсии.
Архитектура - самый честный портрет эпохи. В каждом штрихе просвечивает дух времени - стремительный и не всегда гармоничный. Современную архитектуру принято ругать и, честно говоря, есть за что))
Какими образами населяют Петербург сегодняшние архитекторы? Что может остаться в городской ткани от нашего времени? Это далеко не единственные вопросы, которые нам предстоит поднять вместе с исследователем современной архитектуры Екатериной ЕРМОЛАЕВОЙ.
В рамках этого цикла встреч мы познакомимся с архитектурными бюро, которые работают в Петербурге последние 35-40 лет и чьи сооружения выросли на наших глазах.
Цикл состоит из 3 лекций и 1 экскурсии.
Архитектура - самый честный портрет эпохи. В каждом штрихе просвечивает дух времени - стремительный и не всегда гармоничный. Современную архитектуру принято ругать и, честно говоря, есть за что))
Какими образами населяют Петербург сегодняшние архитекторы? Что может остаться в городской ткани от нашего времени? Это далеко не единственные вопросы, которые нам предстоит поднять вместе с исследователем современной архитектуры Екатериной ЕРМОЛАЕВОЙ.
В рамках этого цикла встреч мы познакомимся с архитектурными бюро, которые работают в Петербурге последние 35-40 лет и чьи сооружения выросли на наших глазах.
Цикл состоит из 3 лекций и 1 экскурсии.
История христианского искусства — это долгий путь противостояния, лидерства и сосуществования иконописи и церковной живописи. Разбираться, чем отличаются эти два вида искусства, будем вместе с кандидатом искусствоведения, автором 8 монографий и более 60 научных статей Ниной Михайловной ТУРЦОВОЙ.
Обсудим, что следует считать иконой, порассуждаем о формировании двойственного восприятия личности изографа (кто это – мы тоже узнаем). Вспомним имена, узнаем о традициях иконописных мастерских, поговорим о живописных ансамблях Петербурга и городских святынях. Открытым остаётся лишь один вопрос – хватит ли нам четырёх вечеров?
История христианского искусства — это долгий путь противостояния, лидерства и сосуществования иконописи и церковной живописи. Разбираться, чем отличаются эти два вида искусства, будем вместе с кандидатом искусствоведения, автором 8 монографий и более 60 научных статей Ниной Михайловной ТУРЦОВОЙ.
Обсудим, что следует считать иконой, порассуждаем о формировании двойственного восприятия личности изографа (кто это – мы тоже узнаем). Вспомним имена, узнаем о традициях иконописных мастерских, поговорим о живописных ансамблях Петербурга и городских святынях. Открытым остаётся лишь один вопрос – хватит ли нам четырёх вечеров?
Два вечера в "ШкоLa Proзрения" с нами будет исследователь, автор и редактор интернет-проекта «Регионавтика.Северо-запад», писатель и публицист Александр ПОТРАВНОВ.
Для снабжения строящегося столичного города и развития торговли необходимы были надежные транспортные связи Петербурга с другими частями страны. Однако естественное расположение рек и озер не позволяло судам беспрепятственно пройти в Петербург из Урала или Поволжья.
И тогда природу решил подправить человек. Благодаря этому вмешательству, суда из бассейна реки Волги стали попадать в Неву без перегрузки. Первой в начале XVIII в. заработала Вышневолоцкая водная система, затем — уже в XIX в. — открылись Тихвинская и Мариинская.
О том, как строились и эксплуатировались эти водные системы, включая историю маяков на Ладоге, и о том, какую роль эти артерии играют сегодня и пойдёт речь в "ШкоLa Proзрения".
Два вечера в "ШкоLa Proзрения" с нами будет исследователь, автор и редактор интернет-проекта «Регионавтика.Северо-запад», писатель и публицист Александр ПОТРАВНОВ.
Для снабжения строящегося столичного города и развития торговли необходимы были надежные транспортные связи Петербурга с другими частями страны. Однако естественное расположение рек и озер не позволяло судам беспрепятственно пройти в Петербург из Урала или Поволжья.
И тогда природу решил подправить человек. Благодаря этому вмешательству, суда из бассейна реки Волги стали попадать в Неву без перегрузки. Первой в начале XVIII в. заработала Вышневолоцкая водная система, затем — уже в XIX в. — открылись Тихвинская и Мариинская.
О том, как строились и эксплуатировались эти водные системы, включая историю маяков на Ладоге, и о том, какую роль эти артерии играют сегодня и пойдёт речь в "ШкоLa Proзрения".
Начиная с 1950-х гг. именно балет был основным искусством, триумфально представляемым за рубежом. Внутри страны также была развернута масштабная компания по формированию образа советского балета. В итоге, наряду с космической программой, балет стал инструментом внутренней культурной политики и международной дипломатии.
Для того, чтобы балет «вошёл» в каждый дом, он должен был стать частью актуальной повестки повседневной, рутинной жизни – появиться на страницах газет и журналов, на экранах телевидения, занять свое место в виде фарфоровых статуэток на комодах и книжных полках советского человека, воплотиться в ароматах и прочих образцах парфюмерной промышленности.
На лекциях цикла узнаем, как происходило включение балета в актуальную культурную повестку, и увидим произведения из собрания музея ХХ лет после Войны. Эти предметы станут основой увлекательного рассказа о балетах, которые были не только значительным явлением культуры, но и нашли отражение в пространстве советской повседневности.
Начиная с 1950-х гг. именно балет был основным искусством, триумфально представляемым за рубежом. Внутри страны также была развернута масштабная компания по формированию образа советского балета. В итоге, наряду с космической программой, балет стал инструментом внутренней культурной политики и международной дипломатии.
Для того, чтобы балет «вошёл» в каждый дом, он должен был стать частью актуальной повестки повседневной, рутинной жизни – появиться на страницах газет и журналов, на экранах телевидения, занять свое место в виде фарфоровых статуэток на комодах и книжных полках советского человека, воплотиться в ароматах и прочих образцах парфюмерной промышленности.
На лекциях цикла узнаем, как происходило включение балета в актуальную культурную повестку, и увидим произведения из собрания музея ХХ лет после Войны. Эти предметы станут основой увлекательного рассказа о балетах, которые были не только значительным явлением культуры, но и нашли отражение в пространстве советской повседневности.
В рамках проекта «ШкоLa Proзрения» мы говорили о реставрации, говорили о музеях. Пришло время поговорить о реставрации в музеях!))
Что происходит за дверьми с табличкой «Извините, музей закрыт на реконструкцию»? Кто принимает решение о необходимости реставрации? Куда прячут экспонаты? Чем в это время занимаются сотрудники? Какие интересные открытия делают в процессе ремонтно-реставрационных работ и изучения фондов? Как происходит формирование новых экспозиций? Обо всём об этом (и не только) узнаём в мае на новом лекционно-экскурсионном курсе.
В рамках проекта «ШкоLa Proзрения» мы говорили о реставрации, говорили о музеях. Пришло время поговорить о реставрации в музеях!))
Что происходит за дверьми с табличкой «Извините, музей закрыт на реконструкцию»? Кто принимает решение о необходимости реставрации? Куда прячут экспонаты? Чем в это время занимаются сотрудники? Какие интересные открытия делают в процессе ремонтно-реставрационных работ и изучения фондов? Как происходит формирование новых экспозиций? Обо всём об этом (и не только) узнаём в мае на новом лекционно-экскурсионном курсе.
Лекция, 7 апреля
Какие "странные сближения" случились между Петром и Юрием Алексеевичами сквозь 250 лет? Почему Петербург можно считать колыбелью космической революции? Как выглядит почти секретная карта ленинградской космонавтики?
Лекция, 14 апреля
12.04.1961г. - советская авантюра или заговор романтиков? Как лейтенант Гагарин 7 смертей избежал и молодцом обернулся.
Экскурсия, 16 апреля, 17:00
Проникнем в музей "Военмеха“, где нам поведают историю заведения от ремесленного училища Цесаревича Николая до кузницы космических кадров имени крестьянского сына Устинова Дмитрия.
Лекция, 7 апреля
Какие "странные сближения" случились между Петром и Юрием Алексеевичами сквозь 250 лет? Почему Петербург можно считать колыбелью космической революции? Как выглядит почти секретная карта ленинградской космонавтики?
Лекция, 14 апреля
12.04.1961г. - советская авантюра или заговор романтиков? Как лейтенант Гагарин 7 смертей избежал и молодцом обернулся.
Экскурсия, 16 апреля, 17:00
Проникнем в музей "Военмеха“, где нам поведают историю заведения от ремесленного училища Цесаревича Николая до кузницы космических кадров имени крестьянского сына Устинова Дмитрия.
В феврале будем вникать в тонкости такого понятия как «монастырь». Вспомним, когда и зачем появились монастыри, как изменялись со временем, для чего существуют сейчас. Обсудим практические вопросы: каким образом можно основать, как управлять, чем занимаются проживающие в обители и кто пишет тот самый устав, с которым в чужой монастырь не ходят.
В заключение отправимся в Александро-Невскую лавру, чтобы вместе с историком-архивистом старейшего монастыря Петербурга Дмитрием БОХОНСКИМ взглянуть через прошлое в будущее и из первых рук узнать о предстоящих реставрационных работах.
В феврале будем вникать в тонкости такого понятия как «монастырь». Вспомним, когда и зачем появились монастыри, как изменялись со временем, для чего существуют сейчас. Обсудим практические вопросы: каким образом можно основать, как управлять, чем занимаются проживающие в обители и кто пишет тот самый устав, с которым в чужой монастырь не ходят.
В заключение отправимся в Александро-Невскую лавру, чтобы вместе с историком-архивистом старейшего монастыря Петербурга Дмитрием БОХОНСКИМ взглянуть через прошлое в будущее и из первых рук узнать о предстоящих реставрационных работах.
Три лекции курса – это авторский взгляд на ключевые составляющие повседневности, которая раскрывается на трех основных уровнях – это пространство тела (парфюмерия), пространство дома (фарфор), пространство города (Ленинград в искусстве).
На занятиях не только поговорим об основных фарфоровых предприятиях города на Неве и их продукции, но и подержим в руках изделия, украшавшие комоды советских квартир от Калининграда до Владивостока; узнаем, какие ароматы «носили» советские женщины и потренируем обоняние, сравнивая духи Ленинграда и Москвы; а также посмотрим на послевоенный город глазами художников.
Все лекции будут проходить в музее повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг. "XX лет после Войны".
Три лекции курса – это авторский взгляд на ключевые составляющие повседневности, которая раскрывается на трех основных уровнях – это пространство тела (парфюмерия), пространство дома (фарфор), пространство города (Ленинград в искусстве).
На занятиях не только поговорим об основных фарфоровых предприятиях города на Неве и их продукции, но и подержим в руках изделия, украшавшие комоды советских квартир от Калининграда до Владивостока; узнаем, какие ароматы «носили» советские женщины и потренируем обоняние, сравнивая духи Ленинграда и Москвы; а также посмотрим на послевоенный город глазами художников.
Все лекции будут проходить в музее повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг. "XX лет после Войны".
Каким образом произведения искусства попадают в музеи? Может ли музейщик выступать в роли официального эксперта? По какому принципу формируются исторические цветники в пригородных дворцово-парковых ансамблях? Кто те люди, которые приносят дары российским музеям? Как частное собрание становится основой общедоступного музея?
Об этом и многом другом поговорим со специалистами, занимающимися пополнением коллекций государственных и частных музеев нашего города.
Каким образом произведения искусства попадают в музеи? Может ли музейщик выступать в роли официального эксперта? По какому принципу формируются исторические цветники в пригородных дворцово-парковых ансамблях? Кто те люди, которые приносят дары российским музеям? Как частное собрание становится основой общедоступного музея?
Об этом и многом другом поговорим со специалистами, занимающимися пополнением коллекций государственных и частных музеев нашего города.
Октябрь посвятим новым встречам с реставраторами. Поговорим о том, чем в разные века красили фасады, как сохраняются и реставрируются краски; вспомним, где в Петербурге находятся фрески, и на примере Петропавловского собора разберём, какие задачи приходится решать реставраторам для их сохранения; узнаем, когда появились скульптуры из бетона и вникнем в нюансы реставрации этого материала. Наконец, отправимся на реставрируемый объект и своими глазами увидим, как возрождают храмовые росписи.
Октябрь посвятим новым встречам с реставраторами. Поговорим о том, чем в разные века красили фасады, как сохраняются и реставрируются краски; вспомним, где в Петербурге находятся фрески, и на примере Петропавловского собора разберём, какие задачи приходится решать реставраторам для их сохранения; узнаем, когда появились скульптуры из бетона и вникнем в нюансы реставрации этого материала. Наконец, отправимся на реставрируемый объект и своими глазами увидим, как возрождают храмовые росписи.
Икона — Евангелие в красках. Такое определение можно встретить во многих исследованиях. Действительно, христианство выделяется среди монотеистических религий тем, что позволяет изображать Бога и святых. Образ несёт в себе глубочайший духовный и нравственный смысл. На наших лекциях мы поговорим о том, как евангельская и церковная история отображается в иконах и поздних картинах. Затронем вопрос, в чем различие этих видов искусства. Коснемся богословских объяснений значения образа для христианина.
Икона — Евангелие в красках. Такое определение можно встретить во многих исследованиях. Действительно, христианство выделяется среди монотеистических религий тем, что позволяет изображать Бога и святых. Образ несёт в себе глубочайший духовный и нравственный смысл. На наших лекциях мы поговорим о том, как евангельская и церковная история отображается в иконах и поздних картинах. Затронем вопрос, в чем различие этих видов искусства. Коснемся богословских объяснений значения образа для христианина.
Музей — публичное пространство, о закулисье которого мы знаем намного меньше, чем о кулуарной жизни театров. Музеи как организации очень закрытые и не всегда приветливые. Это порождает мифы о том, что картины все заменены на копии, в запасниках прячут тайные сокровища, а музейные работники — это только смотрители в залах.
Мы предлагаем посмотреть на музей изнутри. На примерах из мирового опыта о музее как организации и культурном феномене расскажут сотрудники создаваемого музея Иосифа Бродского в Доме Мурузи. После этого цикла ваше видение любого музея изменится в корне.
Куратор цикла — главный редактор информационно-аналитического портала brodsky.online, куратор частного учреждения культуры «Музей «Полторы комнаты Иосифа Бродского» Павел КОТЛЯР.
Музей — публичное пространство, о закулисье которого мы знаем намного меньше, чем о кулуарной жизни театров. Музеи как организации очень закрытые и не всегда приветливые. Это порождает мифы о том, что картины все заменены на копии, в запасниках прячут тайные сокровища, а музейные работники — это только смотрители в залах.
Мы предлагаем посмотреть на музей изнутри. На примерах из мирового опыта о музее как организации и культурном феномене расскажут сотрудники создаваемого музея Иосифа Бродского в Доме Мурузи. После этого цикла ваше видение любого музея изменится в корне.
Куратор цикла — главный редактор информационно-аналитического портала brodsky.online, куратор частного учреждения культуры «Музей «Полторы комнаты Иосифа Бродского» Павел КОТЛЯР.
7 зимних вечеров посвятим разговорам о реставрации с ведущими специалистами в этой области. Вспомним историю охраны памятников, разберемся в методах и концепциях, сравним отечественный и зарубежный опыт, с помощью конкретных петербургских примеров узнаем о технологиях и материалах. Куратор цикла — главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария РЯДОВА.
7 зимних вечеров посвятим разговорам о реставрации с ведущими специалистами в этой области. Вспомним историю охраны памятников, разберемся в методах и концепциях, сравним отечественный и зарубежный опыт, с помощью конкретных петербургских примеров узнаем о технологиях и материалах. Куратор цикла — главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Мария РЯДОВА.
Новый цикл лекций знакомит с историей художественного Петербурга от момента основания города до начала XXI века. В центре внимания окажутся самые яркие художественные события и явления, судьбы художников и истории знаковых произведений, возникновение первых коллекций и формирование музеев национального масштаба. И конечно, сам город, его изменчивый облик, на фоне которого на протяжении двух веков вызревало все русское искусство, а в ХХ веке возник феномен ленинградской школы.
Новый цикл лекций знакомит с историей художественного Петербурга от момента основания города до начала XXI века. В центре внимания окажутся самые яркие художественные события и явления, судьбы художников и истории знаковых произведений, возникновение первых коллекций и формирование музеев национального масштаба. И конечно, сам город, его изменчивый облик, на фоне которого на протяжении двух веков вызревало все русское искусство, а в ХХ веке возник феномен ленинградской школы.
Мы продолжаем постигать мир живописи вместе с кандидатом искусствоведения Светланой Ершовой. В рамках нового курса поговорим об эпохах и направлениях.
В ходе наших встреч поймем, какие исторические, культурные, политические, духовные особенности способствовали появлению того или иного направления в живописи, каковы его характерные черты и кто является самым ярким представителем.
Мы продолжаем постигать мир живописи вместе с кандидатом искусствоведения Светланой Ершовой. В рамках нового курса поговорим об эпохах и направлениях.
В ходе наших встреч поймем, какие исторические, культурные, политические, духовные особенности способствовали появлению того или иного направления в живописи, каковы его характерные черты и кто является самым ярким представителем.
«Прозрение – дар мудрости и разумения, первый из десяти даров Святого Духа». Конечно же, мы не могли не заговорить о Христианстве в рамках нашего проекта ШКОLА PRОЗРЕНИЯ.
7 вечеров мы проведем с историком, руководителем паломнической службы Царскосельского благочиния Дмитрием Бохонским. Вместе будем раскрывать существенные, определяющие моменты Христианства, обращаться к его истории и дню настоящему. Поднимем широкий круг вопросов, касающийся православной церкви – от ее таинств до экономики.
Приходите, будем разбираться и восстанавливать свой культурный код, частью которого всегда была Церковь.
«Прозрение – дар мудрости и разумения, первый из десяти даров Святого Духа». Конечно же, мы не могли не заговорить о Христианстве в рамках нашего проекта ШКОLА PRОЗРЕНИЯ.
7 вечеров мы проведем с историком, руководителем паломнической службы Царскосельского благочиния Дмитрием Бохонским. Вместе будем раскрывать существенные, определяющие моменты Христианства, обращаться к его истории и дню настоящему. Поднимем широкий круг вопросов, касающийся православной церкви – от ее таинств до экономики.
Приходите, будем разбираться и восстанавливать свой культурный код, частью которого всегда была Церковь.
Кино обладает особой гипнотической магией, способной изменять сознание и напоминает высокую, громадную скалу, к которой очень трудно подобраться.
И чтобы облегчить вам маршрут на эту вершину, мы подготовили для вас краткий курс по искусству кино.
Вместе с Иваном Чувиляевым будем постигать шедевры и классиков Ленфильма: Германа, Сокурова, Балабанова.
Кино обладает особой гипнотической магией, способной изменять сознание и напоминает высокую, громадную скалу, к которой очень трудно подобраться.
И чтобы облегчить вам маршрут на эту вершину, мы подготовили для вас краткий курс по искусству кино.
Вместе с Иваном Чувиляевым будем постигать шедевры и классиков Ленфильма: Германа, Сокурова, Балабанова.
Наверняка Вас волновал вопрос, почему одно полотно считается мировым шедевром, а сотни подобных, не менее приличных произведений, пылятся в фондах бесчисленных галерей? Почему кого-то живопись доводит до слёз, а Вы остаетесь «слепыми», глядя на холст?
В ходе наших встреч мы поймём, как правильно смотреть на сюжетную живопись, портрет, пейзаж, натюрморт; узнаем все о композиции, колорите, построении пространства; «прокачаем» свою чувственность и начнём наконец-то плакать в Русском музее и Эрмитаже.
Наверняка Вас волновал вопрос, почему одно полотно считается мировым шедевром, а сотни подобных, не менее приличных произведений, пылятся в фондах бесчисленных галерей? Почему кого-то живопись доводит до слёз, а Вы остаетесь «слепыми», глядя на холст?
В ходе наших встреч мы поймём, как правильно смотреть на сюжетную живопись, портрет, пейзаж, натюрморт; узнаем все о композиции, колорите, построении пространства; «прокачаем» свою чувственность и начнём наконец-то плакать в Русском музее и Эрмитаже.
Смотреть на город и видеть его – непростое и крайне увлекательное занятие.
Видеть и уметь фотографировать Петербург – творческий и вдохновляющий процесс.
Александр Филиппов откроет для вас основы чувственного восприятия городской фото-среды и поделится своим мастерством.
Смотреть на город и видеть его – непростое и крайне увлекательное занятие.
Видеть и уметь фотографировать Петербург – творческий и вдохновляющий процесс.
Александр Филиппов откроет для вас основы чувственного восприятия городской фото-среды и поделится своим мастерством.