к другим статьям

ДА БУДЕТ СВЕТ, ЛЕНСВЕТ!

В День города 27 мая 2022 года Институт Петербурга побывал в центральном диспетчерском пункте СПб ГБУ «Ленсвет». Именно отсюда осуществляется управление наружным освещением города. Об организации, работе диспетчеров и нюансах деятельности нам рассказал начальник производственно-диспетчерской службы Агеев Михаил Акимович.

Малахова Екатерина

Исторический экскурс:

Трест наружного освещения «Ленсвет» был образован 19 сентября 1934 года. С этого дня организация  стала заниматься  устройством и эксплуатацией наружного освещения в Ленинграде и его пригородах, находясь в подчинении исполнительного комитета Ленгорсвета. В состав электросетевого предприятия «Ленсвет» были включены эксплуатационные районы, центральный диспетчерский пункт (ЦДП), в состав которого входили: диспетчерский пункт, аварийная служба, служба автоматики и связи.

«Раньше фонарщик брал лестницу, шёл, включал, выключал, — говорит Михаил Акимович. — Теперь всё автоматизировано, с компьютера, управляется диспетчером».

Первая в России компьютеризированная система автоматизированного управления наружным освещением (АСУНО) появилась в 1996 году. Её разработали специалисты СПб ГУП «Ленсвет» совместно с сотрудниками НИИ Точной механики (НИИ ТМ) и назвали АСУНО «АВРОРА». На тот момент не существовало каких-либо аналогов систем такого рода. Не было необходимых нормативов, требований и отчётных показателей работы системы. Всё создавали с нуля.

Сегодня «Ленсветом» внедряются новые системы управления освещением, которые отвечают всем современным требованиям. 2300 автоматических пунктов управления, распределённых по городу, позволяют контролировать систему наружного освещения и художественной подсветки Петербурга (сейчас город освещают около 378 000 светильников), и передавать информацию о неисправностях на линиях в диспетчерскую. Под круглосуточным наблюдением диспетчеров находится 202 головных пункта включения, от которых идут 1756 каскадных пунктов питания, и каждый из них даёт электричество на несколько десятков и сотен светильников.

«Главной задачей диспетчерской службы является своевременное включение уличного освещения и оперативное реагирование в случае неисправностей», — объясняет Михаил Акимович.

Два диспетчера дежурят круглосуточно, принимают заявки, управляют оперативно-выездными бригадами, контролируют работу систем оборудования. На большом экране во всю стену транслируется интерактивная карта города, на ней видны все пункты питания, а также местонахождение бригад электромонтёров: автотранспорт подключён к системе ГЛОНАСС.  

В случае неисправности загорается сигнал. К примеру, система показывает отсутствие напряжения в одном из пунктов питания. Диспетчер направляет бригаду, чтобы выявить причину: это может быть технологический сбой, повреждение опоры или падение дерева. Бригада устраняет неисправность, после выполненных работ диспетчер подключает пункт к электропитанию. Ежедневно на выездах по городу работает несколько десятков групп специалистов, помимо ремонта они занимаются также плановыми работами.

Кроме того, из диспетчерской осуществляется управление режимами работы художественной подсветки Дворцового моста и Большого проспекта Петроградской стороны.

«Сегодня вечером в честь Дня города диспетчер вот с этого компьютера включит триколор на Дворцовом мосту», — Михаил Акимович указывает на обычное с виду рабочее место офисного сотрудника.

Конечно, сильные ветра оказывают большое влияние на работу уличного освещения и, как следствие, диспетчерской службы и всего коллектива «Ленсвета». Например, во время штормового предупреждения в сентябре 2021 года поступило более 120 заявок от горожан, было зафиксировано более 60 повреждений сетей. К моменту включения уличного освещения вечером все неисправности были устранены.

Светильники включают и выключают по расписанию. Сейчас тестируется новая технология, позволяющая напрямую пользоваться точными данными гидрометеослужб. Пока же информация о ситуации в городе поступает с датчиков освещённости. «В целом в городе, как почти сто лет назад, система освещения управляется из одного диспетчерского центра. Только вместо рубильника — мышка компьютера», — смеётся Михаил Акимович.

Погода вносит свои коррективы и в работу уличных фонарей. Например, в конце мая был очень пасмурный и тёмный день, собиралась гроза. Тогда диспетчер принял решение включить уличное освещение в городе чуть раньше, не в 22:45 по установленному майскому расписанию, а в 22:11. В пределах получаса это допустимо, на большие интервалы включение и отключение городского освещения согласуется с руководством предприятия.

Особые события и праздники города также влияют на освещённость в городе: в дни работы Петербургского международного экономического форума или на празднике выпускников «Алые паруса» инженерный состав работает в усиленном режиме.

Так «Ленсвет» уже 87 лет служит городу. Миссия компании — поддержание качественной и бесперебойной работы наружного освещения и архитектурно-художественной подсветки Санкт-Петербурга.

Вероятно, многие горожане знают наизусть телефон диспетчерской службы: 312-95-94.

Рекомендуем также изучить сайт «Ленсвета» http://www.lensvet.spb.ru . На нём вы найдёте много полезной информации по актуальным вопросам городского освещения (http://www.lensvet.spb.ru/maps), а также обширный исторический экскурс (http://www.lensvet.spb.ru/istoriya_predpriyatiya). Есть даже 20 специально разработанных с учётом городского освещения маршрутов прогулок по вечернему Петербургу: выбирайте любой от Невского до проспекта Большевиков и наслаждайтесь городом в свете фонарей. 

Фотоиллюстрация Загидулиной Анастасии

А в группе ВКонтакте https://vk.com/lensvetspb каждый день публикуются интересные факты и новости — в прямом и переносном смысле освещается жизнь города. :)

Благодарим коллектив «Ленсвета» за возможность посещения центрального диспетчерского пункта, содействие и помощь в подготовке публикации.



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ