к другим статьям

ДЕНЬ РИНАЛЬДИ В ОРАНИЕНБАУМЕ

В канун 310-го юбилея итальянского архитектора ГМЗ «Петергоф» учредил «День Ринальди» в Ораниенбауме, где зодчий трудился более двух десятков лет. Сначала в статусе архитектора «малого двора», как тогда именовали ближайшее окружение наследника престола великого князя Петра Фёдоровича, а с восшествием на престол Екатерины II — в статусе придворного архитектора. Ораниенбаум стал тем местом, где в полной мере проявилось многообразие талантов гениального итальянца, и именно здесь уцелели, не утратив свою подлинность, его ранние произведения.

Первой сохранившейся постройкой Ринальди в России являются Почётные въездные ворота потешной крепости Петерштадт. На флажке-флюгере высечена дата строительства — 1757 г. Во время войны памятник получил незначительные повреждения. 10 октября 2019 г. состоялось торжественное открытие ворот после реставрации, в ходе которой были выполнены работы:

— ремонт кровли и известнякового цоколя, 
— воссоздание по сохранившимся образцам декоративных элементов воротных заполнений, 
— реставрация деревянных элементов,
— золочение флюгера и «яблока»,
— возвращение исторического цвета фасадов, определённого в ходе расчисток,
— выполнение работ по водоотведению,
— благоустройство территории. 

Обращает на себя внимание люнет — декоративный элемент, венчающий створки ворот. В советское время он был золотого цвета. Но в описях XIX в.  сохранились описания всех золочёных элементов — это только флюгер и шар. Поэтому, исходя из традиций оформления ворот XVIII в., их покрасили в чёрный цвет, оставив фрагмент, напоминающий об окраске XX в.

Летом стартовали реставрационные работы в павильоне Катальной горки, который также сохранил свою историческую подлинность. Он расположен на территории садово-паркового ансамбля «Собственная дача» и является частью некогда существовавшего увеселительного сооружения — летних Катальных гор, созданных по желанию императрицы Екатерины II. 


Длина «Горы для полётов», как её называли в то время, составляла более 530 м, и, кроме скатов, включала в себя павильон и прогулочную галерею с колоннадой.  Сами горы были разобраны в 1858-61 гг., а павильон дошёл до наших дней. На втором этаже располагаются парадные комнаты — Круглый зал и Белый кабинет, полы которых облицованы стюком (искусственным мрамором). Павильон Катальной горки — единственный памятник архитектуры XVIII в., сохранивший отделку полов искусственным мрамором! 

Но настоящей жемчужиной среди этих интерьеров можно назвать Фарфоровый или «Обезьяний» кабинет. На полочках-консолях с кронштейнами в виде фигурок обезьян и «заморских» птиц находились специально созданные в 1772-1775 гг. на Мейсенском заводе сорок фарфоровых групп, в аллегорической форме прославлявших победу русского флота в Чесменском сражении. 

Текущая комплексная реставрация предусматривает:

— ремонт фасада и внутренних инженерных сетей,
— консервацию и реставрацию отделки интерьеров, 
— создание автоматизированной системы контроля и поддержания температурно-влажностного режима, 
— приспособление памятника к современному музейному использованию: на цокольном  этаже, где раньше хранились тележки,  будет создана экспозиция «Государевы потехи 2»; на втором этаже — интерьерный музей; а кроме того, планируется выставка, рассказывающая о самой Катальной горке. 

Окончание работ запланировано на декабрь 2021 г. 

Внутреннее убранство Китайского дворца, который также пощадила война, но не пощадили климатические условия и близость грунтовых вод, находится на реставрации с 2009 г.

За это время при финансовой поддержке ПАО «Газпром»  отреставрированы десять из семнадцати залов.  

Самым ценным интерьером Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, созданный в 1760-х гг.  

Его стены декорированы двенадцатью панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шёлком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.


«Стеклярусные панно были переданы на реставрацию в Государственный Эрмитаж в сентябре 2009 года.  К моменту начала работ все вышитые стеклярусные панно были сильно загрязнены, деформированы, имели пятна плесени, затёки от протечек. Нити стеклярусных низок [низки — нити, на которых что-либо нанизано] ослабли, низки провисли, во многих местах оборвались. По краям были многочисленные осыпи стеклянных трубочек. Вышивка синелью по всей поверхности покрыта грубыми записями краской. Краска лежала плотным слоем, образуя жёсткую растрескавшуюся корку, и, практически закрывая первоначальную бархатную поверхность вышивки, искажала цветовую гамму панно. Местами нити вышивки были сильно вытерты, бархатный ворс синели утрачен, основа нитей истончена, нити вытянуты. В местах сильных потёртостей и утрат нитей синели был виден холст — основа вышивки, также покрытый краской. По краям холста по всему периметру многочисленные разрывы и дыры от гвоздей, пятна ржавчины. Льняная подкладка каждого панно также была сильно загрязнена и деформирована, местами разорвана, заражена спорами плесневых грибов. На подкладочном холсте видны следы старых починок: нити крепления стекляруса, дополнения вышивки синелью и шерстяными нитями, выполненные в разное время.

После пробных расчисток и полного обследования панно, выполненного совместно художниками-реставраторами и сотрудниками Лаборатории биологического контроля и Отдела научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа, была разработана методика реставрации. Реставрационные работы, которые длились в течение года, состояли из нескольких этапов: были проведены биологические и химико-технологические исследования. Анализ полученных данных свидетельствовал о высокой степени заражения экспонатов спорами плесневых грибов. Исследовался состав связующего и пигментов, а также состав пятен и проклеек оборотной стороны вышивок. Результаты исследований подтвердили возможность и необходимость водной очистки панно.

Необходимо было размягчить и удалить грубые записи краской с бархатной поверхности вышивки и плотный слой загрязнений со всей поверхности панно, а также размягчить и частично удалить проклейки с оборотной стороны. После того, как каждое панно было очищено, оно было дублировано на новый холст, и начался самый длительный этап реставрации — укрепление вышивки. Сначала укреплялись все "слабые" места основы вышивки. Особое внимание было уделено наиболее повреждённым краям панно. Затем было проведено укрепление отстающих и осыпающихся трубочек стекляруса согласно рисунку вышивки. Укрепление нитей синели на всей поверхности вышивки проводилось шёлковыми нитями в соответствии с цветом рисунка. Оригинальные нити "синель", которыми выполнена вышивка, имеют не только различные цвета, но и разное строение. Ворс состоит из волокон шёлка, а нити-основы синельки различны — шёлк, лён, и даже тонкая медная проволока. Так как ворс синели во многих местах был утрачен, и сохранилась лишь сердцевина нити, часто состоящая из нескольких волокон контрастного цвета, для укрепления сохранившихся нитей вышивки был использован подобранный в цвет шёлк, скрученный в необходимом цветовом сочетании.

В результате реставрации и консервации все двенадцать панно очищены от плотного слоя загрязнений и плесени. Благодаря очистке и удалению поздних закрашиваний вышивке удалось вернуть первоначальную цветовую гамму и раскрыть изящный рисунок. Бархатные нити синели и стеклярус укреплены. Утраты стекляруса восполнены в строгом соответствии с оригинальной техникой.

В ноябре 2010 года "Стеклярусный кабинет. Панно из Китайского дворца в Ораниенбауме" получил специальный приз "За реставрацию имени И. П. Саутова" в номинации "Лучший реставрационный проект" премии "Музейный олимп", учреждённой межведомственным Музейным советом и правительством Санкт-Петербурга» [https://www.hermitagemuseum.org].


В июле 2018 г. к 250-летию дворца завершилась реставрация трёх залов на половине Павла Петровича: Кабинет, Штофная опочивальня 

и Будуар.

Теперь реставраторы приступили к восстановлению двух интерьеров на половине Екатерины:

1.    Штукатурного покоя, который получил свое название из-за тончайшего лепного декора.

Это уютное помещение предназначалось для светского времяпрепровождения, чему соответствовало его богатое художественное убранство и живописное оформление: стены и потолок украшали посвящённые теме любви полотна с изображениями мифологических и литературных героев, а мебельное убранство составляли резные золочёные банкетки и табуреты русской работы 1760-х гг., а также бюро-цилиндр наборного дерева, выполненное во Франции для Китайского дворца.

2.    Малого китайского кабинета, в котором нашло свое воплощение стилевое направление «шинуазри» (в переводе с французского – «китайщина»).

Его отделка находилась в определённом контрасте с другими помещениями дворца из-за строгих геометрических орнаментов в сочетании с затейливым растительным узором. Стены были затянуты золотистым шёлком, расписанным изображениями экзотических птиц, бабочек и цветов. Пол принадлежал к числу лучших образцов наборного паркета как по изяществу узора, так и по богатству цветовой палитры пород древесины.

В паркет были включены фигурные вставки с китайскими иероглифами и искусное изображение вазы с веткой цветущего фруктового дерева. 


Реставрация паркетов происходит прямо в залах дворца, где за два с половиной века сложился определённый микроклимат.  Реставраторы определяют по структуре вид дерева, подбирают древесину, воссоздают утраченные элементы, делают раскладку по рисункам, тонируют... 


Открытие этих интерьеров запланировано на лето следующего года.

А весь комплекс дворцово-паркового ансамбля, включая Каменное зало, Китайскую кухню, Кавалерские дома и парк, будет отреставрирован к 2023 г. 

Благодарим пресс-службу ГМЗ «Петергоф» и коммуникационное агентство АГТ за организацию пресс-тура.

(С) КСЕНИЯ САМАРИНА