ДОМ С КРАСНОЙ ЧЕРЕПИЦЕЙ
Но скоро черепицу снимут… почистят, отреставрируют, восполнят утраты и вернут на место. Музей-усадьба П. Е. Щербова готовится к реставрации. Какие ещё работы предстоит выполнить реставраторам, рассказала журналистам заведующая филиалом Музейного Агентства Ленинградской области Александра Журавлёва.
Неподалёку от Варшавского вокзала в Гатчине привлекает к себе внимание дом, построенный в 1911 г. по проекту и под наблюдением С. С. Кричинского в стиле северного модерна.
Он принадлежал талантливому художнику-карикатуристу Павлу Егоровичу Щербову, самая известная работа которого — «Базар ХХ века» — была продана Третьяковской галерее за 3000 р.
Дочь жившего неподалёку писателя А. И. Куприна Ксения писала:
«Щербовы построили в Гатчине каменный дом. Дом такой же оригинальный, как и сами его хозяева. В детстве дом этот казался мне средневековым замком. Его окружала большая стена, булыжники для которой собирали сами Щербовы. Крыша и стена были покрыты красной черепицей. Внутри всегда ощущались какой-то очень своеобразный запах и особенная гулкость. Большой холл с оружием, медным огромным камином был как бы сердцем дома. Вокруг камина кованого железа принадлежности. Посередине холла лежала шкура белого медведя. На верхний этаж в мастерскую Павла Егоровича вела широкая лестница. К холлу прилегало несколько маленьких комнат, меблированных на восточный лад: низкие тахты, яркие половики, столики с медными подносами, с разными трубками и кальянами».
Дом стал одним из центров культурной жизни Гатчины. Среди прочих в нём гостили Фёдор Шаляпин, Валентин Серов, Михаил Нестеров, Саша Чёрный, Александр Куприн, Максим Горький… К слову, именно ходатайство Горького помогло Щербову сохранить за собой усадьбу после Октябрьской революции.
После смерти художника в 1938 г. в доме продолжала жить его вдова Анастасия Давыдовна, которая долгие годы хлопотала об открытии в здании мемориального музея. Однако после её ухода из жизни в усадьбе обустроили коммунальную квартиру на 12 семей.
Следующая веха в истории дома — 1982 г., когда началась его реставрация по проекту архитектора Ирины Любаровой под нужды краеведческого музея, до этого размещавшегося в Приоратском дворце. И лишь спустя 10 лет, 10 апреля 1992 г., историко-мемориальный музей-усадьба П. Е. Щербова распахнул свои двери перед посетителями.
Экспозиция делилась на две части: краеведческую, в которой отдельный раздел был посвящён развитию авиации,
и мемориальную, содержащую личные вещи Щербовых.
Примечательно, что коллекция продолжала пополняться вплоть до мая 2021 г., когда ранее проживавшая здесь семья передала в дар музею стол, который ей, в свою очередь, подарила А. Д. Щербова.
Но, пожалуй, самое интересное и неожиданное пополнение фондов произошло в октябре 2019 г., когда при обследовании здания проектировщики нашли на чердаке самый настоящий тайник!
В конверте хранилась печать с фамилией «Шербовъ»
и документы, которые помогли бы эмигрировать и одновременно компрометировали карикатуриста: метрическая выписка (свидетельство о рождении), заверенная нотариусом Рерихом — отцом знаменитого художника, путешественника и философа, свидетельство о дворянстве, заграничный паспорт, письма, завещание отца и др.
Единственным эквивалентом денег стала купонная облигация, на которой остались несрезанными купоны, начиная с 1 декабря 1917 г.
Все эти находки позволяют сделать вывод, что тайник в конце 1917 г. спрятал сам П. Е. Щербов. Со временем необходимость эмигрировать отпала, а старые документы утратили силу, поэтому «клад» так и остался в укромном месте дожидаться реставраторов…
А реставрация понадобилась потому, что дом пришёл в аварийное состояние: пробита черепица, протекает крыша, отваливается штукатурка, нарушена гидроизоляция, в подвале стоит вода, требует укрепления фундамент.
Уже разработан проект с учётом всех современных требований. Так как здание является объектом культурного наследия и требует максимально бережного отношения к сохранившимся элементам, все планировочные решения оставят без изменений. Приведут в порядок паркеты и деревянные фрагменты интерьера, отреставрируют черепицу, укрепят фундамент, сделают гидроизоляцию, со стороны ул. Чехова установят панели для подавления вибрации со стороны железной дороги, вернут исторический цвет внутренним стенам и фасадам.
Займутся и придомовой территорией: воссоздадут каменную стену, отремонтируют колодец, проложат систему дорожек, поставят скамейки, укрепят газон для установки временной уличной сцены, подлечат больные деревья, в том числе и одну из двух туй, посаженных художником в память о погибших сыновьях…
Уделят внимание и комфорту посетителей: оборудуют туалеты, в пристройке советского времени обустроят место для сбора групп с розетками для зарядки гаджетов.
Во флигеле откроют лекционно-выставочный зал и сувенирный киоск.
Кроме того, будет реконструирована сама экспозиция, концепция которой пока находится в стадии разработки. Скорей всего, не обойдётся без фотозон и мультимедийных технологий. Вероятно, найдут своё место в обновлённых залах и облицовочная плитка с (предположительно) кухни,
и найденный во флигеле раритетный унитаз английской фирмы «St. Lawrence».
Сейчас музей находится в стадии выезда.
Большинство экспонатов уже упакованы
и будут перевезены в Батово, где в Доме культуры оборудовано современное хранилище.
Реставрационные работы, финансируемые из бюджета Ленинградской области, продлятся не менее двух лет. Плюс понадобится время на создание экспозиции. Ориентировочное время открытия музея: 2024-25 гг.
КСЕНИЯ САМАРИНА