ДВЕ БАШНИ, ТРИ ЦЕРКВИ. РЕСТАВРАЦИЯ ХРАМОВ АНСАМБЛЯ СМОЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ
В трёх храмах, расположенных в бывшем каре Смольного монастыря, идут реставрационные работы. Вместе с помощником настоятеля Смольного собора Романом Катаевым мы посетили реставрируемые объекты и побеседовали с автором проекта реставрации Сергеем Самусенко.
Речь идёт об угловых башнях северного крыла, которые сейчас принадлежат Санкт-Петербургскому государственному университету.
В северо-восточной размещается церковь великомученицы Екатерины, в северо-западной на втором этаже — храм святого благоверного великого князя Александра-Невского, на третьем — святых праведных Захарии и Елизаветы.
Использована фотография Руслана Бициева из открытых источников в интернете
Почему так много? Тут необходимо вспомнить, что со второй половины XVIII в. в корпусах размещались два закрытых женских учебных заведения: Императорское Воспитательное Общество благородных девиц для девушек дворянского происхождения, впоследствии известное как Смольный институт, и училище для воспитания мещанских малолетних девушек — Александровский институт. В 1809 г. сюда же с Выборгской стороны переехал учреждённый императрицей Марией Фёдоровной Вдовий дом. Таким образом, в XIX в. храм Александра-Невского являлся домовым для Александровского института,
а Великомученицы Екатерины — для Вдовьего дома.
В церкви Захарии и Елизаветы, также переданной Вдовьему дому, службы проводили только по большим православным праздникам.
А для воспитанниц Смольного института предназначался ещё один храм Александра Невского, находившийся в юго-восточной башне ансамбля, но он пока остаётся за рамками нашего рассказа.
В советское время здания комплекса занимали различные учреждения. В Екатерининском храме, иконостас которого разобрали и перевезли в Русский музей, хранился архив Ленинградского обкома КПСС, доступ к которому был строго ограничен. Здесь поддерживался оптимальный влажностно-температурный режим. Всё это обеспечило потрясающую сохранность подлинных интерьеров, выполненных по проекту Франческо Бартоломео Растрелли.
Только при установке труб отопления были повреждены ножки херувимов.
А вот металлические стеллажи смонтированы очень аккуратно.
После разбора одного яруса и демонтажа технологической сетки, их верхняя площадка используется как основание деревянных лесов, выстроенных для текущих работ в барабане и куполе.
Пока в помещении ведутся натурные исследования.
На парусах расчистили фрагменты росписи масляными красками по штукатурке с образами великомучениц, авторами которых являются известные художники середины XVIII в. Иван Бельский и Мина Колокольников. Пока раскрыты только надписи, но под ними уже виднеются контуры нимбов.
На Голгофе за перегородкой из кирпичей и фанеры нашли изображение «Ночного Иерусалима». Нишу продолжат разбирать, т. к., по всей вероятности, это ещё не полный объём картины.
Одним из последних открытий стало обнаружение за демонтированной шахтой лифта, предназначавшегося для подъёма документов, образа Пресвятой Богородицы.
Любопытны и находки, связанные с техническим обслуживанием храма. Например, на чердак ведёт только узкий лаз, который продолжат использовать по прямому назначению – он так и останется единственным входом в надхрамовое пространство.
Реставраторы предполагают, что внутренние стены были выкрашены в белый и светло-бирюзовый цвета, на которых выделялась позолоченная лепнина.
Интересно, что лепной декор выполнен не из гипса, как часто бывает, а из извести. Причём работы под руководством штукатурных дел мастера Иоганна Джани производились вручную на месте — в интерьере нет ни одного похожего элемента, каждый завиток индивидуален.
Спустя век позолота осыпалась и была закрашена, но на потолке под краской сохранились её остатки!
Будут ли её возобновлять — ещё предстоит обсудить специалистам.
Проектом предполагается восстановление дубового паркета «в косую шашку» в соответствии с историческими фотографиями. Похожий паркет был в храме Александра Невского, и он тоже будет воссоздан.
Наиболее близка к завершению реставрация в церкви Захария и Елизаветы, куда можно подняться из нижнего храма по винтовой лестнице.
Здесь усилены конструкции перекрытий и демонтировано позднее перекрытие. Отреставрированы стены,
потолки, лепной декор
и покрытый в советское время мастикой паркетный пол, выполненный по рисунку Ф. Б. Растрелли из пяти пород дерева — клёна, дуба, ясеня, светлого и тёмного ореха.
Заменены оконные заполнения, находившиеся в аварийном состоянии,
и восстановлены галереи для обслуживания окон.
Законсервирована живопись двух ложных окон барабана.
Раскрыты живописные вставки на парусах с изображениями святителя Николая Чудотворца, апостола Иакова, святителей Дмитрия Ростовского и Амвросия Медиоланского, Климента Римского, Петра Александрийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Милостивого, а также изображения четырёх московских святителей — Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, выполненные теми же мастерами, что и в Екатерининской церкви. Методика их реставрации ещё уточняется.
Решение по дальнейшему использованию восстановленных храмов будет принимать Университет.
КСЕНИЯ САМАРИНА