к другим статьям

Гостиный двор. Версия 1942

Как вы думаете, когда стали разрабатывать проекты восстановления Ленинграда? В 1945 после окончательной победы? В 1944 после снятия блокады? Нет! В начале 1942, в первую блокадную зиму. В конце года архитекторами на суд жюри в рамках проводимого конкурса были представлены пять смелых проектов ансамбля Гостиного двора, которые радикально меняли вид постройки Ж. Б. Деламота.

Великая Отечественная война кардинально изменила жизнь ленинградских архитекторов. Необходимость решения неотложных оборонных задач, а также невостребованность многих направлений деятельности творческих работников послужили причиной того, что многим архитекторам и художникам пришлось в военные годы или оставить свое творчество, или находить ему применение в новых областях. Прежде всего их профессиональные знания и навыки пригодились там, где требовалась инженерная,  строительная, конструкторская подготовка. Поэтому многие архитекторы были задействованы в строительстве военных объектов и оборонных рубежей, убежищ и сооружений противовоздушной обороны, обеспечении готовности города к зиме. Они участвовали в маскировке и укрытии различных объектов, их обмерах, аварийно-восстановительных работах и т.д. И все же этого было недостаточно. Справиться с творческой бездеятельностью должно было привлечение специалистов к их обычной работе. В условиях военного времени этой задаче отвечало проведение различных конкурсов. Ряд из них носил в основном творческий, теоретический характер, целью других было решение практических задач. Конкурсы были одним из звеньев развернувшейся уже в начале 1942 года работы над проектами восстановления Ленинграда. Координацию и руководство этой деятельностью осуществляли Ленинградское отделение Союза Советских архитекторов (ЛОССА), Отдел охраны памятников при Управлении по делам искусств Исполкома Ленсовета, Архитектурно-планировочное управление.

В ноябре 1942 г. Правление ЛОССА совместно с ГИОП объявили  открытый и закрытый конкурсы на составление эскизных проектов по восстановлению художественно—исторических зданий памятников и ансамблей Ленинграда, пострадавших в военное время в результате воздушных бомбардировок и артиллерийских обстрелов. Подготовка конкурса началась ещё в марте 1942 г. Затем в организации конкурса произошли изменения. Его объявление было назначено на 1 ноября, а подача проектов — на 15 декабря. Также претерпели изменения состав жюри и персональный состав участников заказных проектов. В состав жюри вошли В.А. Каменский, В. М. Гальперин, А.И. Наумов, В.Ф. Твелькмейер, Н.Н. Белехов.

19 сентября был заключен договор с Ленинградским отделением Архитектурного фонда, которому поручалось проведение конкурсов.

Их организаторы преследовали не только практическую цель восстановления конкретных объектов. В программе указывалось: «Целью конкурса является получение материала в виде принципиальных архитектурно-художественных решений задач по восстановлению отдельных сооружений, находящихся под Государственной охраной, или являющихся непосредственным окружением их.

Учитывая, что художественное значение сооружения не ограничивается архитектурой в пределах его собственного объема, а обуславливается также влиянием окружающей среды, авторам предлагается одновременно с решением задач по отдельным разрушенным памятникам-зданиям представлять свои графически выраженные соображения об увязке их с ближайшими архитектурными панорамами.

Конкурс завершился 25 января 1943 г. В Доме архитектора состоялись выставка проектов и общественный просмотр. В дальнейшем некоторые из работ участников были представлены на выставках в Москве и Ленинграде.

Одним из объектов, предлагаемых конкурсантам, был Гостиный двор (в ансамбле со зданием Городской Думы).

Гостиный двор, первоначальный замысле которого принадлежал Ф. Б. Растрелли (1757 г.), сооружен в 1761—1785 гг. по проекту  Ж. Б. Валлен-Деламота. В 1886-1887 гг., к столетнему юбилею Гостиного двора, была произведена частичная перестройка здания под руководством архитектора Альб. Н. Бенуа.

Во время Великой Отечественной войны здание неоднократно подвергалась бомбёжкам и артобстрелам. 21 и 24 сентября 1941 г. в результате попадания арт-снаряда и фугасной бомбы были разрушены 17 секций отсеков здания. Наиболее значительно пострадал Гостиный двор в результате пожара, возникшего 14 марта 1942г и продолжавшегося 3 дня. В результате были разрушены половина Невской линии от центра до Суровской  (ныне Перинной) линии и 8 отсеков по Перинной линии. Огонь уничтожил деревянные и часть металлических конструкций, кровлю, были повреждены кладка и отделка стен, своды.

В закрытом конкурсе на восстановление ансамбля Гостиного двора и башни Городской думы участвовали 6 архитекторов, представивших 5 проектов. Это О. И. Гурьев, Б. М. Серебровский, Я. О. Рубанчик, Я. Д. Гликин и Б. Р. Рубаненко в соавторстве с И. И. Фоминым. Первая премия была присуждена и Б. Р. Рубаненко и  И. И. Фомину, чей проект был признан «относительно лучшим», дающим «острую политическую идею создания памятника Героической Защиты Ленинграда, реконструируя существующий план ансамбля Гостиного двора. В своей архитектурной трактовке авторы дают убедительное решение большого отрезка пр. 25-го Октября от театра Пушкина до Казанского собора».

Реконструкцию Гостиного двора по пр. 25-го Октября авторы дают на базе основных элементов архитектуры Делямота. Несмотря на эскизность предложенной архитектурной трактовки портика главного фасада, жюри считает принципиальное решение его удачным для дальнейших поисков архитектуры данного сооружения на заданном участке». Среди представленных проектов предложение Б. Р. Рубаненко и  И. И. Фомина было одним из самых радикальных. В нем изменялась не только архитектура главного фасада, но и всё пространство, внутренняя структура  памятника. От Гостиного двора сохранялась лишь общая конфигурация плана и решение внешнего контура ансамбля в виде галерей, а в целом создавался грандиозный мемориальный комплекс в формах советской архитектуры 1930-ых гг.

Вторая премия досталась архитектора О. И. Гурьеву. По оценке жюри этот проект «дает законченное архитектурное решение, восстанавливающее сооружение в его первоначальном делямотовском духе. Автором даётся интересное предложение по реконструкции Перинной линии — создание бульвара-сквера. Вложенное автором в ансамбль новое содержание в виде дворца молодежи — дискуссионно. С точки зрения разрешения ансамбля на данном участке вызывает сомнение вертикальное развитие центра и его архитектурная трактовка». Архитектор в основном сохранял привычный облик галерей здания. Основным нововведением являлись 5 башен: 4 низкие угловые и грандиозная башня над центральным входом Невской линии, завершенная монументальной скульптурной группой. Также в корне изменялась вся планировка внутреннего пространства Гостиного двора.

Еще одним проектом, решительно менявшим архитектурный облик ансамбля, являлось предложение архитектора  Б. М. Серебровского. Сохраняя галереи и возвращая им первоначальный облик, автор предполагал построить за ними новое грандиозное здание. Оно должно было повторять в плане Гостиный двор, но при этом превышать его в высоту почти в четыре раза. Б. М. Серебровским был разработан и второй вариант генерального плана ансамбля, в котором предусматривались организация регулярного сада внутри кольца Гостиного двора и строительство небольшого в плане здания, расположенного ближе к Ломоносовской линии (чертеж  пока обнаружить не удалось).

Два других проекта, в сущности, являлись попытками воссоздания облика Гостиного двора на разные периоды его проектирования. Архитектор Я. О. Рубанчик предлагал взять за основу проект Ф. Б. Растрелли, в частности, создание башни в барочных формах, но с использованием современных скульптуры и декора. Наиболее близок к современному состоянию галерей Гостиного двора проект архитектора Я. Д. Гликина. Лишь новое планировочное решение внутреннего двора абсолютно отличалось от исторической планировки ансамбля.

В 1945-1949 гг. здание было частично реконструировано архитектором О. Н. Лялиным, а в 1957-67 гг. по проекту архитекторов Л. С. Катонина, И. А. Вакса и инженера М. И. Юношева проведена реконструкция Гостиного двора для создания крупного универмага.

Список иллюстраций:

1.Конкурсный проект реконструкции Гостиного двора. Арх. Б. М. Серебровский. 1942

2.Конкурсный проект реконструкции Гостиного двора. Арх. Я. О. Рубанчик. 1942

3.Конкурсный проект реконструкции Гостиного двора. Арх. Б. Р. Рубаненко и  И. И. Фомин. 1942

4.Конкурсный проект реконструкции Гостиного двора. Арх. О. И. Гурьев. 1942

5.Конкурсный проект реконструкции Гостиного двора. Арх. Б. М. Я. Д. Гликин. 1942

Ю.Ю. Бахарева «Архитектурный конкурс 1942» // Пространство Санкт-Петербурга. памятники культурного наследия и современная городская среда / сост. Б. М. Матвеев. — СПб.: филол. ф-т СПБГУ, 2003. С. 237-249



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ