к другим статьям

МУЗЕЙ ПРИ ХРАМЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

В 1714 г. Пётр I подарил Александро-Невскому монастырю земли в Санкт-Петербургском уезде, недалеко от деревни Клочки. Век спустя здесь началось строительство Киновии Александро-Невской Лавры. Киновиевскую историю Монастырского острова рассказывает новый музей, который в скором времени распахнёт свои двери для посетителей.

В 1820 г. петербургский митрополит Михаил (Десницкий) решил построить на современной Октябрьской набережной загородный архиерейский дом, а при нём устроить каменную церковь, часовню и кельи для больных и престарелых монахов. Как это ни удивительно, но у Лавры в те годы ещё не было своей лечебницы, и заболевших «с великою трудностию и прискорбием» отправляли на излечение в другие монастыри епархии.

Проект подготовили лаврские архитекторы Антон Прокофьев и Василий Петров. В июне 1820 г. был заключён контракт с местным крестьянином-плотником Харламом Яковлевым, и к концу лета деревянный дом с часовней и службами для временного приезда митрополита был вчерне окончен и покрыт тёсом.

В 1821 г. производилась внутренняя отделка деревянных зданий. Тогда же были выстроены два жилых флигеля и скотный двор. Окрестные земли были распаханы под яровые, разбит сад, выходивший к Неве, все постройки обнесены забором.

Внезапная кончина митрополита Михаила воспрепятствовала развитию архиерейского дома. В частности — постройке каменной церкви. Вместо неё был возведён деревянный храм, освящённый 29 января 1822 г. в честь Всех Святых и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Строительство небольших деревянных зданий комплекса полностью завершилось летом 1822 г. 

Дальнейшая архитектурная история Киновии (с греческого — «общежительный монастырь») связана с именем крупнейшего благотворителя — первостатейного купца Фёдора Фёдоровича Набилкова. На его средства в 1840-1841 гг.  со стороны Невы была возведена небольшая каменная надвратная колокольня по проекту архитектора А. З. Комарова.

В мае 1844 г.  Ф. Ф. Набилков пожаловал следующую крупную сумму на сооружение каменных келий. Летом 1845 г. началось строительство двух симметричных двухэтажных корпусов на нежилых подвалах (современные адреса Октябрьская наб., 16 и 20) по проекту архитекторов А. П. Гемилиана и К. И. Брандта. В 1847 г. они были закончены, и 19 октября 1847 г. в северном митрополичьем корпусе наместник Лавры архимандрит Вениамин освятил домовую церковь во имя Архистратига Михаила.

Через два года Ф. Ф. Набилков скончался, завещав Киновии тридцать тысяч рублей на постройку каменного храма Пресвятой Троицы. Старый небольшой одноглавый деревянный храм был разобран. Но не уничтожен, а перенесён на кладбище, датой образования которого считается 1848 г. (возможно, отдельные могилы вокруг церкви располагались и ранее — с 1820-х годов).

В июне 1862 г. по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова началось строительство нового пятиглавого храма, и к концу 1864 г. он был вчерне построен.

В ходе работ стало ясно, что сумма, завещанная Ф. Ф. Набилковым, недостаточна. Зная об этом, В. Ф. Набилков, брат Фёдора Фёдоровича, перед смертью в 1865 г. дал наказ сыну закончить постройку и оставил для этого ещё тридцать тысяч рублей. Николай Васильевич Набилков выполнил отцовское завещание, и 28 июля 1868 г. Троицкий храм был торжественно освящён викарным епископом Выборгским Григорием (Медиоланским).

Строительные и ремонтные работы продолжались в 1870-е гг. В 1874 г. произвели отделку митрополичьих покоев, изготовили железный крест на колокольню, обили коленкором и покрасили в голубой цвет временный купол.  В 1874-1876 гг. по проекту Г. И. Карпова к югу от собора было построено новое кирпичное здание монастырской бани (старое вместе с сараем располагалось к северу).

По состоянию на 1884 г. к Киновии относился участок по правому берегу Невы площадью около 110 десятин. Часть земель сдавалась в аренду.

После 1917 г. арендаторами стали рабочие Невского судостроительного завода, которые брали участки под огороды.

9 июня 1923 г. по решению Президиума Петроградского губернского исполнительного комитета была закрыта и «полностью ликвидирована» Михаило-Архангельская церковь, а все жилые помещения переданы Губернскому отделу коммунального хозяйства (кельи используются под жильё до настоящего времени).

В 1931 г. была закрыта и переделана под общежитие рабочих Невхимкомбината деревянная церковь Всех Святых (здание простояло ещё чуть более десяти лет: зимой 1942 г. его разобрали на дрова).

В 1933 г. с Троицкого храма сняли и отправили на переплавку колокола, а в 1937 г. в бывшей церкви разместили пошивочный цех воинского обмундирования, замаскировав под фабрику по производству рабочей одежды. В последующие годы здание было значительно перестроено.

После войны бывший храм передали строительно-монтажному тресту, который продолжил перестройку здания и возведение на территории новых построек — котельной, склада, проходной, навеса для автомобилей и др.

В 1952 г. произошла очередная реконструкция. Теперь — под общежитие. К началу 1956 г. на площади 636 кв. метров проживало 111 человек.

В 1961-1962 гг. в помещениях разместилось комсомольско-молодежное СМУ № 1 имени XIV съезда ВЛКСМ треста № 19, а в 1970-е г. — автотранспортное предприятие треста № 19.

В 1990-х гг. начался процесс возрождения храма. Сначала общине выделили для молитвы помещение на 2 этаже, а с 2001 г. началась передача Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата здания собора (1 и 3-й этажи) и кельи (квартира в 1-м этаже дома №16) под подворье Иоанно-Богословского Череменецкого мужского монастыря, позже — под Архиерейское подворье храма Святой Троицы.

Источник фото: http://www.citywalls.ru/house4750.html

Осенью 2015 г. стартовали реставрационные работы. В 2016 г. на крышу здания вернулись все пять куполов — основной и четыре малых. В 2017-м завершилось восстановление фасадов.

Затем велась работа по воссозданию интерьеров

и благоустройству территории.

В 2019 г. родилась концепция музея церкви Пресвятой Троицы (быв. Киновии Александро-Невской лавры). Он располагается в подхрамовом пространстве и занимает часть помещений цокольного (подвального) этажа рядом с баптистерием.

Экспозиция состоит из трёх тематических разделов.

В витринах исторического раздела представлены планы местности, эскизные рисунки, варианты проектного решения построек, указы о создании Киновии, согласования, назначения строительных комиссий, записки архитекторов, переписка с властями (церковными и светскими) и др. архивные документы.

Отдельный информационный блок посвящён меценатам, благодаря которым строилась Киновия и возрождался храм Пресвятой Троицы.

Также можно увидеть археологические находки и музеефицированный фрагмент дренажной системы.

Второй раздел повествует о реставрации.

Помимо фотографий, показывающих состояние храма до и во время восстановительных работ,

можно увидеть инструменты реставраторов, используемые ими материалы и сделанные находки.

Количество последних может увеличиться, ведь настоятель храма продолжает находить примечательные в художественном или мемориальном отношении предметы.

Здесь же находится мультимедийный экран, благодаря которому желающие могут более подробно познакомиться с музейной коллекцией.

Второй экран размещён в разделе, посвящённом катехизаторской деятельности и современной жизни храма. На нём демонстрируются тематические видеоматериалы.

В витринах представлены богослужебные предметы,

церковное облачение.

Этот раздел — самый интерактивный. Макет алтарной преграды (иконостаса) иллюстрирует принципы устройства данного иконостаса и других его типов (раннехристианский, высокий русский, барочный и др.) в храмах Русской Православной Церкви. А находящийся в разработке макет храма, который будет выполнен в виде конструктора из деталей разного цвета, позволит наглядно продемонстрировать этапы перестройки здания церкви и покажет степень воссоздания памятника. 

Дополняют экспозицию мобильные стенды.

Один из них рассказывает о киновиевском кладбище: о его возникновении, дореволюционном становлении, возрождении в военный период и о современном состоянии. Нельзя не обратить внимание на весьма примечательное скульптурное надгробие. У подножия памятника выбиты слова: «Друг мой, не все проходит, и без плоти ты даешь мне силы изваять этот реквием. Пусть на пепле нашем цветы взойдут». Надпись на тыльной стороне гласит: «Екатерина Иванцова, 29.11.1940-19.02.1966. Живые и мертвые неразделимы. Памятник светлой жизни и мученической смерти Кати Иванцовой. Посвящается павшим в борьбе с темными силами». Как погибла эта девушка и что за тёмные силы этому способствовали — доподлинно неизвестно. Есть версии и о суициде, и об убийстве соперницей, и о причастности к смерти религиозной секты… Но версии сходятся в одном, что автор памятника — возлюбленный умершей, изобразивший их вдвоём.

Торжественное открытие музея состоялось в октябре прошлого года. Для широкой публики экспозиция станет доступна летом 2020 г.

В статье использованы материалы государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Церковь Пресвятой Троицы».

Благодарим представителей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Алексея ОДИНЦОВА, Татьяну АФАНАСЬЕВУ и Ксению КАСАТКИНУ за помощь в подготовке публикации.

КСЕНИЯ САМАРИНА 



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ