МУЗЕИ ЗА СТРОИТЕЛЬНЫМ ЗАБОРОМ: РОЖДЕСТВЕНО — НОВАЯ ЛАДОГА — ВЫРА
Музейное агентство Ленинградской области объединяет 28 музеев, ряд из которых сейчас находится на реставрации. О трёх реставрируемых объектах журналистам рассказал заместитель председателя правительства Ленинградской области — председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой.
В эмиграции писатель Владимир Набоков вспоминал «очаровательный, необыкновенный дом» в Рождествено, «шашечницу мраморного пола в прохладной и звучной зале, небесный сверху свет, белые галерейки, саркофаг в одном углу гостиной, орган в другом, яркий запах тепличных цветов». В 1989 г. в усадьбе открылся музей, однако это не спасло дом от пожара, нанёсшего в 1990-х гг. значительный урон зданию. Но музей продолжал функционировать. Экспозиция знакомила посетителей с историей семьи Набоковых-Рукавишниковых. В залах организовывали фестиваль «Пушкинские дни», силами областного симфонического оркестра ставили оперу «Пиковая дама». Наконец, в 2021 г., после проведения архивных и натурных исследований, а также разработки архитектурных, интерьерных и инженерных решений, на объекте культурного наследия федерального значения «Усадебный дом Рукавишникова XVIII в.» приступают к масштабной реставрации, главной задачей которой является возвращение зданию облика конца XIX – начала ХХ вв.
Музейные экспонаты уже вывезены в хранилища и другие филиалы Музейного агентства, вокруг дома возводятся ограждения и строительные леса.
Основные работы коснутся несущих конструкций. Реставраторам предстоит снять обшивку, раскрыть сруб, чтобы выяснить, в каком состоянии он находится. Возможно, на этом этапе потребуется внести корректировки в проект, если будут выявлены какие-то неучтённые моменты.
После этого специалисты заменят прогнившие деревянные межэтажные перекрытия, повреждённые участки обшивки стен, внутренние заполнения дверных и оконных проёмов, отреставрируют фасады, отремонтируют фундамент и крышу дома, обновят инженерные коммуникации, отремонтируют лестницы, восстановят историческую планировку первого этажа, деревянный остеклённый тамбур в вестибюле и флагшток на бельведере, приведут в порядок интерьеры, установят подъёмник для людей с ограниченными возможностями, оборудуют туалеты и благоустроят прилегающую территорию.
Планируется, что музей с обновлённой экспозицией, посвящённой истории края и семье В. Набокова, вновь распахнёт свои двери для посетителей в 2024 г.
Нельзя не упомянуть, что неподалёку от усадьбы заканчивается строительство Многофункционального музейного центра (ММЦ),
предназначенного для реставрации и хранения музейных предметов, обучения специалистов и проведения общедоступных выставок, лекций, мастер-классов.
В здании площадью 10 тысяч квадратных метров разместились 15 реставрационных мастерских и лабораторий,
а также специализированные хранилища, оснащённые высококлассным оборудованием.
Проведены все необходимые коммуникации. В ближайшем будущем рядом уложат газон, высадят кустарники, установят малые архитектурные формы.
В январе-феврале 2022 г. область будет принимать Центр у строителей и комплектовать штат. Здесь смогут работать более 140 специалистов ― реставраторов живописи и икон, керамики и фарфора, негативов и фотоматериалов, графиков и чертежей, металлов и тканей... Сейчас рассматривается вопрос приобретения (возможно, в Гатчине) служебного жилья.
Уже составлен план работы на три года. В первую очередь на реставрацию попадут вещи из коллекций музеев Ленинградской области, нуждающиеся в срочном «лечении». В дальнейшем не исключается возможность работы на заказ с любыми антикварными предметами.
«Пациентом» ММЦ станет маскарон в виде льва с высунутым языком с балконной решётки бывшего особняка купца Ивана Тимофеева на улице Пионерской, д. 16 в Новой Ладоге.
Он был демонтирован и отправлен в фонды ввиду начавшейся реставрации здания, построенного в 1880-е гг. и являющегося объектом культурного наследия регионального значения. До наших дней сохранились анфиладно-круговая планировка, плитное крыльцо, тяги на потолках. После 1917 г. в особняке размещались военкомат, школьные классы с библиотекой, яхт-клуб и изостудия. В 1987 г. в доме начал работу Новоладожский краеведческий музей.
Пять лет назад его закрыли для проведения противоаварийных работ. За это время была разработана проектно-сметная документация и проведён конкурс.
Подрядчики уже сняли часть обшивки, исследовали состояние венцов.
И если южная часть сруба находится в удовлетворительном состоянии, то северная из-за протечек потребует замены до 30% брёвен.
Специалисты отреставрируют деревянный карниз и оконные наличники, кованые оконные решётки первого этажа, раскроют известняковый цоколь, для чего придётся понизить уровень земли вокруг здания. Интерьерные работы предполагают реставрацию исторического паркета, деревянных лестниц, печей, подоконников и латунной фурнитуры с воссозданием утраченных элементов. Также будет проведён капитальный ремонт систем инженерно-технического обеспечения.
Ожидается, что музей, рассказывающий об истории Новой Ладоги, строительстве петровских каналов, новоладожском купечестве и Ладожской Военной флотилии, возобновит свою работу в 2023 г.
В ходе пресс-тура были названы немузейные объекты, на которых также планируется проведение реставрационных работ.
Проект реставрации церквей святого Климента и Спаса Нерукотворного, где в советское время находился рыбный завод, сейчас проходит историко-культурную и строительную экспертизы. Затем будет подана заявка на финансирование. В Климентовской церкви, в которой за щитами были обнаружены изначальные росписи XIX в., возродят богослужебную деятельность, а Спасская станет духовно-просветительским центром.
Следующий в очереди на реставрацию — дом Городской управы на пр. Карла Маркса, 34. В прошлом году администрация Ленинградской области забрала находящееся в аварийном состоянии здание из муниципальной в областную собственность и объявила конкурс на проектирование. В будущем ему планируют вернуть исторический облик, воссоздав утраченную высотную доминанту, и приспособить под современное использование с соблюдением всех требований для образовательных учреждений, чтобы перевести в него детскую школу искусств (а в её нынешнем здании у Волхова разместить школу яхтинга).
Есть ещё две болевые точки: Гостиный двор и Штаб Ладожской военной флотилии. Правительство Ленобласти по закону не имеет права проводить там какие-либо работы, т. к. не является собственником. Но Комитет по сохранению культурного наследия не оставляет попыток забрать в своё ведение и спасти здания. В бывшем Штабе (особняке купца Луковицкого) хотят открыть музейную экспозицию и оборудовать фондохранилище.
Это ещё всё только предстоит сделать, а в музее литературного героя «Дом станционного смотрителя» в Выре реставрационные работы уже подходят к концу. Он располагается в бывшей почтовой станции, где неоднократно останавливался Александр Сергеевич Пушкин. Музей подал заявку и единственный в России был включён в программу подготовки празднования юбилея поэта, 225-летие со дня рождения которого будет широко отмечаться в 2024 г.
За три года была проведена реставрация каменных и деревянных зданий, выполнено мощение внутреннего двора, оборудована автостоянка, проложены инженерные сети, установлены туалеты, построены котельная, газгольдер и административный корпус со смотровой башней, существовавшей на этом месте в начале XX в.
В это время экспонаты «трудились» в других музеях Ленобласти и страны. Например, часть из них демонстрировались в «Доме Языкова» в Ульяновске. После передачи объекта Музейному агентству коллекции вернутся, и начнётся работа по формированию обновлённой экспозиции, которая разместится в двух корпусах станционного комплекса. Правый
будет объединён литературной тематикой: описания дорог, станций, путешествий в русской литературе, левый —
историко-этнографической тематикой: от цивилизационной темы устройства дорожного сообщения до этнографии путешествий ХIХ в.
В литературной экспозиции посетителей погрузят в атмосферу повести «Станционный смотритель» и познакомят с творческим путём вымышленного автора Ивана Петровича Белкина;
в комнате Дуни покажут девичий быт первой трети ХIХ в.,
в зале с русской печкой — быт почтовой станции,
в конюшне — быт конюхов и ямщиков.
В левом корпусе расскажут о русской «дорожной цивилизации» в допаровозную эпоху,
о сети дорог в России, о способах и средствах передвижения, об устройстве почтовых станций и технологии их работы,
а также об истории Вырской почтовой станции в «Пожарной каланче».
К историко-этнографическому блоку экспозиций будут примыкать «История экипажей и каретного дела» («Открытый каретный сарай»), «Кузница» и «Шорная», предназначенная для проведения мастер-классов.
О ней стоит сказать отдельно. Дело в том, что каменные постройки находились здесь изначально, а вот деревянные были привезены с разных уголков страны при формировании музея. Сняв обшивку в нынешней шорной мастерской, реставраторы обнаружили характерные надписи на стенах: «Сидел ни за что», «Здесь сидел русский гражданин» и многие другие. Очевидно, что строение использовалось как место временного пребывания заключенных. Хотя эти надписи и не имеют отношения к тематике музея, их решили оставить как часть истории бытования музейного здания.
Открытие обновлённой экспозиции для посетителей предполагается в 2023 г.
В статье использованы фрагменты художественной концепции «Музей «Дом станционного смотрителя», разработанного Бюро «АртТерра».
Благодарим пресс-службу губернатора и правительства Ленинградской области и пресс-службу Музейного Агентства Ленинградской области за содействие в подготовке публикации.
ТЕКСТ И ФОТО: КСЕНИЯ САМАРИНА