к другим статьям

ПОЕЗД ПОБЕДЫ

Команда «Невский баталист», создающая трёхмерные панорамы о войне, заканчивает работу над новым проектом, реализуемым совместно с ОАО "РЖД", Министерством науки и высшего образования РФ и медиагруппой «Красный квадрат». Мы побывали на строящейся экспозиции и узнали подробности.

В 2011 г. на Рижском вокзале г. Москвы состоялось торжественное открытие Передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО "Российские железные дороги» — специализированного поезда, курсирующего по городам России.  В вагонах размещались экспозиции, рассказывающие о развитии железных дорог. В год 75-летия Победы тематику решили сменить и пригласили команду «Невского баталиста» для создания трёхмерной панорамы, посвящённой Великой Отечественной войне.

Перед постановщиками, скульпторами и художниками стояла нелёгкая задача рассказать о военных годах на ограниченном пространстве из 7 вагонов; поделиться своими мыслями, рождёнными от погружения в среду, общения с фронтовиками, с легендарными людьми — М. Бобровым, Д. Граниным…

 «Сейчас другое поколение. Если к нам в школу на уроки приходили фронтовики, мы встречались и общались, то сейчас такого нет. Информацию о войне люди получают по-иному. А мне хотелось, чтобы это был такой диалог со зрителем, как будто к нему на урок пришла женщина со своей историей», — рассказывает автор проекта Дмитрий Поштаренко.

Поэтому, как и на панораме «Память говорит. Дорога через войну», в Поезде Победы будет аудиогид с рассказом железнодорожницы Лидии. Это собирательный образ, одним из прототипов которого стала машинист Елена Мироновна Чухнюк*.


*Е. М. Чухнюк в период Великой Отечественной войны водила поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта. Зимой 1943—1944 гг. на Северо-Печорской железной дороге в условиях сильных морозов организовала скоростное движение угольных маршрутов, сократив время доставки груза в три раза. Затем обеспечивала Курское направление.  

Вместе с ней посетители пройдут трудный путь от предвоенной жизни до возвращения солдат домой; увидят интерьеры вагонов 30-40 гг., воссозданных по фотографиям, кинохронике, архивным документам, воспоминаниям. Несомненно, некоторая художественность присутствует, потому что невозможно было найти абсолютно все детали и что-то приходилось додумывать самим, опираясь на опыт и насмотренность.

Начинается экскурсия в довоенном плацкартном вагоне, где ещё никто не подозревает о грядущей войне.

Затем зрители оказываются в электричке, везущей солдат на фронт.

Побывают экскурсанты и в штабном вагоне, и в санитарном, и в теплушке, и даже в железнодорожной бане.

Отдельный эпизод будет посвящён бронепоезду «Илья Муромец».

Помимо этого, для полноты рассказа было решено внести такие элементы, которых в поезде быть не могло: окопы под Москвой, концлагерь со сценой допроса военнопленного

и научный отсек, повествующий о Зинаиде Виссарионовне Ермольевой** и Игоре Васильевиче Курчатове***.

**З. В. Ермольева в 1942 г. впервые в СССР получила пенициллин (крустозин ВИЭМ), активно участвовала в организации его промышленного производства, что спасло сотни тысяч жизней советских солдат, а также наладила производство холерного бактериофага в осаждённом Сталинграде.

***И. В. Курчатов с 1942 г.  работал над атомным проектом. 

Иллюзию движущегося состава усиливают мультимедийные экраны, имитирующие проплывающие за окном пейзажи.

Новую трёхмерную панораму отличает многофигурность — на экспозиции присутствует более 130 скульптур. Их создавали с июля на «Севкабеле» и в мастерских художников.

Т. к. фигуры будут находиться очень близко к посетителям, то для более точной передачи мимики скульпторы приглашали натурщиков.

У каждого героя есть своя история, все они так или иначе взаимосвязаны. Например, есть связь между первой и последней локациями. Трофейный вагон, в котором солдаты возвращаются домой, Д. Поштаренко превращает в Валгаллу — небесный чертог, куда попадают после смерти павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь. Т. е. в вагоне, помимо прочих, едут те, кто навсегда остался на войне: И. Панфилов, А. Гайдар… Именно поэтому 16-летний мальчишка, свисающий с верхней полки в довоенном плацкарте, будет держать в руках книгу Гайдара.

Таких «закольцовок» очень много, обо всех не расскажешь, но авторы рассчитывают, что они будут чувствоваться на подсознательном уровне. К тому же есть надежда, что после завершения проекта экспозиция будет где-то установлена стационарно и люди будут приходить и находить всё новые и новые детали, подобно газете с новостью о капитуляции Японии в руках Рихарда Зорге.

Своё путешествие по стране Поезд Победы начнёт 20 октября из Москвы. В Петербург он прибудет 25 октября. Точной информации, на каком вокзале и сколько дней он будет принимать посетителей, пока нет. Следите за интернет-ресурсами «Невского баталиста».

Благодарим автора трёхмерных панорам Дмитрия Поштаренко и координатора "Невского баталиста" Маргариту Попову за содействие в подготовке публикации.

КСЕНИЯ САМАРИНА 



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ