В последние недели марта на набережных и мостах Петербурга можно было наблюдать большое количество жителей и гостей города, с восхищением фотографирующих плывущие по Неве льдины. А когда-то ледоход был небольшим «стихийным бедствием», потому что прерывал сообщение между берегами реки, ведь до середины XIX все мосты через Неву были понтонными. И открытие навигации праздновалось в Петербурге с большой торжественностью.
Праздник открытия навигации в дореволюционном Петербурге
День вскрытия Невы ото льда был большим ежегодным праздником, одним из самых любимых петербуржцами. Первое документальное упоминание об этой торжественной церемонии относится к 1719 году. И проходила она в Петербурге вплоть до...
День вскрытия Невы ото льда был большим ежегодным праздником, одним из самых любимых петербуржцами. Первое документальное упоминание об этой торжественной церемонии относится к 1719 году. И проходила она в Петербурге вплоть до 1916 года.
Для жителей города этот праздник носил практическое значение. Ведь со середины XIX века все мосты через Неву были понтонными, поэтому во время ледохода примерно на две недели прекращалось сообщение между берегами реки. После официального открытия речного судоходства сообщение возобновлялось в полную силу.
Праздник всегда происходил при огромном стечении публики, которая наблюдала церемонию с набережной Невы и Стрелки Васильевского острова. Известно, что жители города даже заключали пари, делали ставки, в какой весенний день Нева полностью очистится ото льда. Часто спорщики проигрывали целые состояния, т.к. сумма проигрыша увеличивалась в зависимости от количества дней между датой, предсказанной спорщиком, и датой церемонии.
Со временем церемониал менялся. Изначально Петр I лично переезжал через Неву к Троицкой площади, на Государевом бастионе Петропавловской крепости вывешивали «особый воскресный» флаг. В дальнейшем царя заменил начальник Партикулярной верфи, а затем — комендант крепости. Окончательная редакция церемониала была установлена Высочайшими указами от 31 августа 1832 года и 12 марта 1869 года.
После того, как лед с Ладоги проходил по реке, начиналась переписка между тремя главными в городе в эти дни людьми: главным командиром порта, управляющим речной полицией и комендантом Петропавловской крепости. Шло согласование даты, о которой объявляли официально через газеты.
Сигналом к началу служил отход гребного катера главного командира порта от Адмиралтейской набережной. Одновременно с ним от пристани у домика Петра I отчаливал катер управляющего речной полицией. Встретившись на Неве напротив Петропавловской крепости, они салютовали семью выстрелами, ответно им звучал салют со стен крепости. С комендантской пристани навстречу судам выходил катер коменданта крепости. Соединившись на середине Невы, все три катера салютовали Зимнему дворцу. Комендант наполнял кубок Невской водой, суда причаливали к Дворцовой пристани, и участники докладывали царю о совершении церемонии. В завершении доклада императору подносился кубок с невской водой.
По версии Г.Т. Северцева, царь выплескивал воду из кубка и взамен наполнял его до краев серебряными рублями. При Екатерине II и ранее кубок наполнялся золотыми. Предание гласит, что размер кубка с годами все увеличивался, поэтому было решено заменить этот вид подарка иным способом вознаграждения.
Существует другая версия обряда: поднесенную императору воду освящали, и комендант отравлялся в обратный путь, чтобы вылить эту воду обратно, освящая этим воды Невы.
После этого все лодки, катера и яхты спускались на воду и заполняли собой все пространство реки. Со стен петропавловской крепости производилась пушечная стрельба и запускались фейерверки.
Для жителей города этот праздник был свой, петербургский, рожденный спецификой города и его положением в разветвленной дельте реки.
По материалам книги Е.М. Калининой, О.В. Слепенковой «Петровский Петербург. Город на островах»