к другим статьям

«КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА». Тонкости реставрации

В апреле мастерскую Александро-Невской лавры посетили специалисты реставрационного совета — специальной комиссии, призванной осуществлять научно-методический контроль за ведением консервационно-реставрационных и исследовательских работ. Целью их визита была картина «Крещение Христа» из Свято-Троицкого собора.

Это работа академика Императорской академии художеств Михаила Воинова, выполненная им в 1793 г. Представляет собой копию полотна итальянского художника Франческо Альбани, приобретённого в 1779 г. из собрания Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл (Англия) и хранящегося в Эрмитаже.


Франческо Альбани «Крещение Христа»
Источник: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/31468

Картина была передана в Лавру по велению Екатерины II. Вероятнее всего, в 1930-е гг. она «переехала» в музей, а в 1950-е г., после ремонтно-реставрационных работ в Свято-Троицком соборе, вновь вернулась в стены храма.

Согласно «Описи оказавшихся в наличии на 28/XII 1962 года предметов художественного инвентаря и оборудования, принадлежащих зданию-памятнику Троицкому собору в Александро-Невской лавре и состоящих под наблюдением Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда» картина в резной золоченой раме, высотой 317,5 см, шириной 210,5 см, размещалась на северо-западном пилоне и после «реставрации живописи», проведённой в 1960 г., «находилась в удовлетворительном состоянии».

Аналогичная опись, составленная в феврале 1977 г.  научными сотрудниками Н. Н. Весниной и М. В. Владимировой, отмечала следы реставрационной чинки и разложение лака на отдельных участках.

К 300-летию Санкт-Петербурга картину почистили, сняли пожелтевший лак. Однако проблемы остались:

— сильная загрязненность,
— осыпи,
— разложение лака,
— разрушение красочного слоя,
— деформации из-за перепадов температур и влажности, а также из-за заплат на месте прорывов,
— межслойные отставания, пузыри, «волны»,
— выступление кромок над рамой.


Источник фото: http://lavra.spb.ru/about/hramy-i-pamjatniki.html

Поэтому осенью 2018 г. полотно сняли со стены и передали профессору СПГХПА им. А. Л. Штиглица Татьяне Леонидовне Поцелуевой, которая подключила к процессу двух студентов-магистров — Марину Коневу и Павла Меерсона, для которых реставрация картины станет дипломной работой.


Фотография 2018 г.

Прежде всего, была произведена фотофиксация, которая обязательна на всех этапах: при поступлении, после каждой операции и по завершению работ. 

Чтобы не было ограничения доступа к поверхности, холст сняли с авторского подрамника.

Провели исследования, показавшие неравномерное нанесение лакового покрытия и поздневременные записи (предыдущее реставрационное вмешательство).

После приступили к профилактическому укреплению, которое усиливает связь между красочным слоем и грунтом. Дело в том, что в процессе старения картины связи ослабевают, начинается расслоение, осыпание красочного слоя… Укрепление производится с помощью папиросной бумаги и органического (осетрового) клея. Рабочий участок подсушивается утюгом. Интересно, что во избежание повреждения лака и красочного слоя, реставраторы предпочитают использовать чугунные утюги.

Следующим этапом было удаление дублировочного холста, на который переклеили картину при предыдущей реставрации и который со временем обветшал. К тому же, клей был очень жёсткий, что могло травмировать произведение. Поэтому клей удалили.

Затем картину повторно укрепили и запрессовали. Ведь в процессе реставрации приходится использовать влажные вещества (например, водорастворимый клей), а   холст — материал гигроскопичный. Т. е. когда на него попадает влага, он увеличивается в объёме. Также на него влияют температурные и влажностные изменения. Все эти факторы приводят к деформации полотна, для предотвращения которой используют прессы.

После совещания реставрационный совет согласовал следующие действия:

— удаление обнаруженных свинцовых белил,
— удаление мастиковок — реставрационного грунта, который лежит не вровень с авторским холстом,
— удаление записей — более позднего красочного слоя, не соответствующего технике живописи автора,
— восполнение отсутствующей части холста,
— дублирование на новый холст,
— тонирование с учётом свойства масляной краски со временем темнеть.  Дополнительно специалисты обратили особое внимание на то, что картина будет экспонироваться в тёмном помещении. Поэтому тонировки нужно делать намного светлее.

Все работы планируется окончить к середине июня 2021 года. После реставрации обновлённое полотно «Крещение Христа» вернётся на своё историческое место в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

КСЕНИЯ САМАРИНА



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ