«Русская Финляндия». Ингерманландские финны
Наш город многолик, многонационален и разнообразен. В любые годы русское население превалировало, однако национальные общины Петербурга всегда играли существенную роль в его жизни. Особое значение в истории Санкт-Петербурга принадлежит финнам...
Пежемский Всеволод Гелиевич, к.п.н.
Существует устоявшееся выражение - «Русская Финляндия». Что же это такое? Когда мы говорим «Русский Париж» или «Русская Ницца», — всё достаточно просто и понятно: речь пойдёт о представителях нашей аристократии, мира литературы и искусства, бывавших, живших там, и, конечно, об эмиграции после 1917 года. С Финляндией всё иначе. И не только потому, что она в отличие от той же Франции входила в течение века в состав России, что она просто ближе территориально, и общение между народами, взаимное проникновение культур и связи возникли очень давно.
Начать знакомство с «Русской Финляндией» мы предлагаем с исторического экскурса. Собственно, финны в определённом смысле могут считаться коренным населением нашего края и Санкт-Петербурга. Финское население сформировалось в городе из двух групп - представителей финно-угорских народов (водь, ижоры, вепсы и карелы), и из финнов, переехавших в Петербург уже после его основания, из Финляндии. Подавляющее большинство нынешних жителей Петербурга и Ленинградской области даже и не знает, что живёт в Ингерманландии, и имеет самое смутное понятие об обитавших здесь ранее финнах.
Западная граница Ингерманландии проходила по реке Нарове, затем по рекам Луга, Оредеж, Тосно, Мга и Лава. Северная граница - по реке Сестре, от Ладожского озера до Финского залива.
В XVII веке, во время шведского владычества, Ингерманландия, пустовавшая после массового исхода жителей, стала заселяться финнами-лютеранами. Именно их сейчас называют финнами-ингерманландцами, а в XIX веке говорили - «петербургские финны».
К концу XVII века финны составляли 80% населения приневских земель. Даже после основания Петербурга, когда сюда со всех краёв России стали переселять русских крестьян, финны-ингерманландцы продолжали составлять значительную часть населения многих районов Петербургской губернии, которая поначалу называлась Ингерманландской. В числе первых жителей Петербурга также были ингерманландцы, жившие в этих краях. Следы финской топонимики до сих пор сохранились в петербургских названиях.
Ещё в первой половине XVIII века, буквально в первые десятилетия существования города, сформировались и районы их компактного проживания, например, «Финские шхеры» - поблизости от современной Миллионной улицы, чуть южнее. Первая финско-шведская лютеранская церковь появилась даже раньше самого Петербурга - в городе Ниен, в 1630-х годах. Заметим, что в те далекие времена вопрос вероисповедания значил намного больше, чем вопрос национальный. И консолидировалась община, конечно, вокруг церкви. В 1743 году императрица Анна Иоанновна выделила участок на Большой Конюшенной улице, на котором была построена кирха - сначала деревянная во имя Святой Анны, а в 1803-1805 годах перестроенная в камне по проекту архитектора Готтлиба Xристиана Паульсена - ученика Ю. М. Фельтена - в классицистическом стиле. В настоящее время это кафедральный собор Церкви Ингрии с действующим приходом.
Так уж повелось, что в Санкт-Петербурге каждое национальное меньшинство занимало свою, определённую социальную нишу. Финны были извозчиками, рыболовами, разводили скот и снабжали горожан прекрасными молочными продуктами. В XIX веке треть петербургских трубочистов была финского происхождения. Ювелиров-финнов в Петербурге было больше, чем во всей Финляндии. Многие крестьянки из Финляндии поступали в услужение состоятельным горожанам и ценились за честность и аккуратность. Были и истории крупного успеха, например, «Легкое финляндское пароходство» - компания, фактически полностью обеспечивавшая перевозки по рекам и каналам города на рубеже XIX - XX вв.
После 1861 года финские крестьяне, жившие в ближайших окрестностях Петербурга, попали в необычное положение. Крестьянская реформа, сложная, направленная на то, чтобы скорее помочь помещикам, чем крестьянам, кто жил вокруг Петербурга, принесла значительные земельные наделы. И финны активно начали строить небольшие загородные дома и сдавать их внаем петербургским дачникам.
Вообще 60-е годы XIX века с их интенсивным экономическим развитием притягивали множество мигрантов. Был среди этой большой реки переселенцев и ручеек из Финляндии, которая в те годы была страной очень небогатой. Финны продолжали жить в городе компактно и с постройкой железной дороги в Финляндию старались селиться поближе к Финляндскому вокзалу. Многие приезжали в город лишь на сезон, на заработки, некоторые оставались на всю жизнь. Впрочем, упокоенными они предпочитали быть в родной земле. Для переправки тел умерших финнов на Финляндском вокзале был даже построен специальный павильон.
Особым образом были связаны Петербург и Финляндия в области архитектуры и строительства: финский гранит мы видим в Исаакиевском и Казанском соборах, Александрийской колонне и во множестве других известных зданий города. Сотни и тысячи рабочих на каменоломнях в Финляндии трудились во славу столичного Санкт-Петербурга. А в начале ХХ века именно из Финляндии архитекторы «привезли» к нам моду на новый стиль - Северный модерн.
Сегодня существует мнение, что для того, чтобы увидеть старую Россию, нужно отправиться в Финляндию, что мы и постараемся сделать в последующих статьях.