к другим статьям

Совместно с Музеем истории Санкт-Петербурга мы начинаем проект, в рамках которого заглянем в музейные фонды и расскажем про самые интересные экспонаты. В честь международного женского дня начнём с моды и отправимся в фонд костюма и ткани.

САМЫЙ МОДНЫЙ ФОНД

В фонде костюма и ткани представлены предметы одежды, обувь, головные уборы и аксессуары XVIII — начала XXI вв., позволяющие проследить историю развития костюма на протяжении нескольких веков, увидеть стилевые особенности эпох, выявить костюм отдельных социальных групп.

Коллекция формировалась с 1950-х гг. Значительная часть музейных предметов была получена от частных лиц в дар или по закупке. Так, например, в конце 1960-х гг. в музей поступило около 50 вещей дамского гардероба, принадлежавших Пелагее Ивановне Веденеевой (урожденной Авдеевой). Она была замужем за талантливым инженером, начальником Закавказской железной дороги, надворным советником Евгением Львовичем Веденеевым. В семье было четверо детей. Пелагея Ивановна прожила долгую жизнь, умерла в 1925 г. и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. Её гардероб отражает моду 1880-х гг.

Что же было модно в то время? Перед нами визитное платье с турнюром актуального лилового цвета.

Оно хранится в шкафу в «подвешенном состоянии».

А вот аналогичное, но более дорогое, платье с маркой Модного дома Чарльза Ворта (Уорта) реставраторы рекомендовали хранить в «лежачем положении». Дело в том, что оно выполнено из шёлка, который, как и любой натуральный материал, со временем стареет, истлевает, сечётся… Текучий краситель быстро выгорает, поэтому экспонат нельзя выставлять дольше, чем на один месяц. И обязательно в закрытых витринах, чтобы не допустить его запыления.

Дополнительно на выставках, экспозициях и в самом фонде используются разнообразные бытовые инсектицидные средства для профилактической обработки предметов и мест, где они хранятся.

Но вернёмся от условий хранения к моде. В эти годы юбки стали чуть короче, и из-под них стали видны туфельки. Поэтому отделке обуви стали уделять больше внимания. В фонде хранятся нарядные туфли московского магазина обуви Н. А. Рахманова.

Что являлось непременным атрибутом женского костюма? Конечно же, перчатки и шляпка.

Головные уборы того времени гарнировались (украшались) лентами, перьями и… тушками райских птичек.

Деятельность организаций по защите птиц не приносила ожидаемых результатов, поэтому были допустимы и украшения с головками колибри, и боа из чучел чаек… Мода порождала большой спрос на перья и самих птиц вплоть до первой четверти ХХ в., когда актуальность подобных шляпок отмерла сама по себе.

Ещё одна деталь гардероба — сумочка.

Писк моды — небольшие складные зонтики от солнца.

Ручки могли быть сменными и продаваться отдельно в футлярах. Некоторые украшались изящной резьбой.

Нельзя забывать о веерах. Хранитель фонда Ольга Щербакова демонстрирует экземпляр, прошедший реставрацию. Специалисты сдублировали и законсервировали сечения шёлкового газа, из которого выполнен веерный экран. Складывание веера может привести к новым посечениям тонкой ткани и к осыпанию акварельной росписи на сгибах,  поэтому теперь он должен храниться только в специальной коробке в раскрытом виде.

Обратите внимание на чехол, который можно было повесить на руку. За его подкладкой реставраторы нашли крошечные шпильки для укладки волос и пакетик с отдушкой, предназначенный для того, чтобы веер пропитывался запахом и при использовании источал ароматы.

В коллекции фонда присутствуют и сувенирные кошельки, популярные в разные годы. Вот, например, образец из немецкого отеля с поздравлением с Новым 1902 годом.

Но гораздо приятнее было получить вещь, сделанную собственноручно дарителем. Рукоделие было в большой моде в течение всего XIX в., особенно шитьё бисером. 

В журналах печатались рисунки-схемы. И вот перед нами типичный мотив.

Но есть в фонде и поистине уникальная вещь. Как вы думаете, чем вышит этот рисунок? Может показаться, что он вычерчен пером, но нет! Эксперты проверяли: это человеческий волос.  

Коллекция костюма также включает в себя образцы детской одежды, которая во многом повторяла модные тенденции взрослого костюма,

и мужской, которая более консервативна, чем дамская.

Хотя без необычных штучек не обходилось и здесь. Есть предположение, что это?

Наусник!  Для придания формы усам мужчины пользовались специальной помадой. Она была недёшева, поэтому для её экономии модники ложились спать в наусниках. Затем на долгое время этот предмет обихода вышел из употребления, но в современных барбершопах в продаже снова появились наусники. Всё развивается по спирали.

Доказательством этому — мода 1950-х гг., которая перекликается с концом XIX в. В послевоенные годы женский гардероб стал изящным и элегантным, с обилием ярких аксессуаров. После бед и лишений хотелось праздника. Хотя среди историков моды встречается мнение, что таким образом женщины боролись за внимание мужчин, число которых после войны сильно уменьшилось.

Очень популярными были разноцветные китайские зонтики с ручной росписью,

шляпы от солнца,

кожаные клатчи с рисунком,

бархатные сумочки с зеркалом фирмы «Красный футлярщик»

и с гобеленовой вышивкой.

В 1960-70 гг. в фонд активно поступали обязательные образцы продукции предприятий лёгкой промышленности Ленинграда. Так в собрании музея появились туфли фабрики № 2 «Пролетарская победа».

А обувь, произведённую в КНР в те годы, хоть сейчас надевай и иди.

Конечно же, мы посмотрели далеко не всё — в фонде находится более 11 000 единиц хранения, включая одежду священнослужителей, народные, маскарадные, форменные и парадные костюмы, а также имеющие историко-бытовое значение предметы из костюмерных гардеробов киностудии «Ленфильм», Театра оперы и балета им. С. М. Кирова и др.

Ещё одну важную часть коллекции составляет комплекс мемориальных предметов, связанных с важными историческими событиями или историческими лицами — заслуженными деятелями науки и искусства конца XIX – начала ХХ вв., поэтами и писателями; участниками Первой и Второй Мировых войн, героями Советского Союза, защитниками и жителями блокадного Ленинграда, выдающимися петербуржцами. В собрании музея есть вещи, принадлежавшие А. А. Блоку, М. В. Матюшину, И. О. Дунаевскому, А. А. Брянцеву, Л. А. Орбели, Д. С. Лихачеву, А. Е. Ферсману, А. В. Герману, В. Н. Пчелинцеву, Е. П. Корчагиной-Александровской и др.

Комплектация фонда продолжается и сейчас. Музей особенно будет рад вещам  XIX – начала ХХ в., но экспертная фондо-закупочная комиссия рассмотрит экземпляры и более позднего периода. Интересуют типичные, широко распространённые, хорошо узнаваемые предметы гардероба, особенно локальных производителей. Если образец очень ценный, его могут взять даже в плохом состоянии в расчёте на будущую реставрацию.

Фонд открыт для исследований историкам моды, искусствоведам, модельерам, ассистентам по костюмам театра и кино.

Благодарим хранителя фонда костюма и ткани Ольгу Щербакову за предоставление материалов и консультации, а также пресс-службу музея истории Санкт-Петербурга за содействие в подготовке публикации.

(С) КСЕНИЯ САМАРИНА



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ