к другим статьям

ШПИЛЬ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА

25 июня в Петропавловской крепости на Соборной площади стартует XVIII Международный карильонный фестиваль «Музыка над городом». Сам карильон установлен на звоннице Петропавловского собора. Конечно же, Институт Петербурга не смог пропустить самую высокую пока «музыкальную площадку»: мы побывали на колокольне и познакомились с её уникальной конструкцией с тремя уровнями звона. Но лестница продолжала вести вверх; поэтому забрались чуть выше и увидели «внутренности» шпиля, а также легендарное окно, через которое альпинисты отправляются на свидание с одним из символов Петербурга — Ангелом…

Когда вы окажетесь в притворе собора, не спешите идти дальше, а взгляните налево сразу за линией контроля – там вход на колокольню. Он не закрыт: подняться к карильону можно на экскурсии «Три века над городом. История колокольни Петропавловского собора».

«Первый в России карильон был приобретён Петром I и установлен в Петербурге в Петропавловском соборе. Этот карильон с 35 колоколами, купленный в Голландии за огромную по тем временам сумму, был уничтожен молнией во время ночной бури 1756 года.
Второй карильон в Петропавловском соборе был установлен в 1776-м и играл до 1840 года. Карильон "состарился" и был разобран. 
С 1991 году усилиями Йо Хазена, директора бельгийской Королевской школы карильона в г. Мехелене  при всесторонней поддержке и участии Государственного музея истории Санкт-Петербурга, началось создание карильона для Петропавловского собора.
Новый Петропавловский карильон — подарок Санкт-Петербургу от правительства Фландрии и более 350 спонсоров из разных стран мира. Карильон состоит из 51 колокола (общий вес 15 160 кг) и звучит в диапазоне четырех октав. Самый большой колокол весит 3075 кг, самый маленький — 10 кг. На этом «колокольном органе» можно исполнять любые музыкальные произведения — от фуг Баха до современных джазовых импровизаций и фольклорной музыки» [из пресс-релиза фестиваля].

Почему это возможно? Дело в том, что европейские колокола (в данном случае — голландские) после отливки настраиваются, т. е. растачиваются внутри. Звучание каждого доводится до нужной ноты, и набирается нотный ряд. Русские же звучат аккордом. Сыграть на них что-то конкретное нельзя, только ритмичный церковный перезвон. 

Русская звонница находится на высоте 42 м, откуда открываются прекрасные виды на город.

Здесь висят 27 колоколов, в которые звонят во время праздничных служб. Основная их часть изготовлена специально для Петропавловского собора в 1905 г. До нас дошли фотографии установки самого большого пятитонного колокола. После торжественной церемонии освящения 400 солдат с помощью верёвок подняли его наверх.

С тех пор колокол не менял своего положения. И в ближайшее время не планирует, ведь недавнее обследование показало, что балки и подвес пребывают в хорошем состоянии.

На этом уровне заканчиваются традиционные экскурсии. Пройти к курантам можно только по специальному разрешению.

Часы (взамен погибших во время пожара 1756 г.) были заказаны у Оорта Красса, который в 1760 г. привёз их из Голландии в Петербург в разобранном виде. Однако мастер умер, не закончив сборку. Работу завершил Иоганн Ридигер. «Изюминка» часов заключалась в том, что время они указывали при помощи звуков: каждую четверть часа звучала музыка, помогающая петербуржцам узнать, который час.

В 50-ые годы позапрошлого столетия было решено заменить деревянные конструкции шпиля собора на металлические по проекту инженера Д. Журавского. Колокольню частично разобрали, а часы отправили в Москву на реконструкцию в фирму «Братья Бутеноп».

Именно тогда на циферблатах появилась часовая стрелка.

Братья взяли за основу детали предыдущего механизма. В частности, был сохранён барабан четвертного перезвона. Каждые 15 минут он начинает вращаться и «кулачками» толкает клавишу снизу. От клавиши идёт привод на молоточек колокола. Клавиша срывается, молоточек ударяет по колоколу. Примечательно, что мы с вами слушаем ту же самую мелодию, которую слушали и наши предки! Ведь чтобы изменить музыкальную тему, этот барабан нужно переделывать: высверливать новые отверстия для «кулачков».

А на большом музыкальном барабане можно набирать разные мелодии, переставляя «кулачки» в различные положения. Для этого высверлено 12 000 отверстий, которые размещены по окружности 127 рядами — музыкальными тактами. Этакий механический компьютер XVIII в.

Какие мелодии звучали до середины XIX в., доподлинно неизвестно. Существуют разные версии, но документальных свидетельств не сохранилось. После реконструкции барабан каждый час делал один оборот, и звучал гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Д. Бортнянского.  На шестой час после этой мелодии (в 6 и в 12) следящее устройство смещало всю клавиатуру на другой ряд. Барабан автоматически делал второй оборот и исполнял «Боже, царя храни» А. Львова. Интересно, что Д. Журавский —  человек, казалось бы, далёкий от музыки — не только контролировал ремонт часов, но и проверял правильность набора мелодий: все партитуры подписаны его рукой.

Мало того, он даже вносил правки: в нотах зачёркнуты неверные колокольчики.

Помимо музыкальных, есть ещё четыре медных барабана. Раньше на них наматывались пеньковые верёвки с гирями, которые поднимались вручную. Один поворот ручки подтягивал гирю на 10 см. Несложно подсчитать, сколько требовалось оборотов, чтобы преодолеть всю высоту 30-метровой шахты.

Во время блокады сотрудники не могли поднимать 120-килограммовые гири. Часы остановились, начали ржаветь. В помещении всегда держалась уличная температура, через световые люки попадал снег.

После войны часы восстановили и установили электромоторы. Теперь, как только гиря опускается ниже определённого уровня, включается электромотор и её приподнимает. Но при желании старую ручку можно подкрутить и своими руками прочувствовать «вес точного времени».

В 1952 г. на большом барабане набрали мелодию гимна СССР, который звучал до 1989 г. В механизм были внесены небольшие изменения, и мелодия запускалась только четыре раза в сутки: в 12 и в 6.  При этом по идеологическим соображениям часы отсоединили от голландских и подключили к русским колоколам. Они немного фальшивили, но гимн был узнаваем.  Именно с этого времени у них сохранились наружные молоточки, которые сейчас не используются, ведь звонари играют  с помощью языков внутри колоколов.

В сложные 1990-ые гг. куранты вновь не работали и находились в плачевном состоянии: каждое утро из-за перепада температур на часах выступал слой росы, механизм ржавел. В 1998 г. хранителем курантов Петропавловского собора стал Андрей Александрович Кудрявцев, который в первую очередь сделал теплоизоляцию всего помещения и поставил тепловентилятор. Сейчас температура в помещении не опускается ниже нуля, нет резких температурных скачков. Своевременно меняется масло, и часы чувствуют себя великолепно.

Кроме этого, в 2002 г. по нотам и партитурам, сохранившимся в архивах, Андрей Александрович со своим помощником Александром Галкиным набрали исторические мелодии: теперь ежечасно механические молоточки выстукивают на старых голландских колоколах «Коль славен наш Господь в Сионе», а в 6, 12, 18 и 24 ч. добавляется «Боже, царя храни».

Эти колокола висят на Верхней звоннице на высоте 62 м. Всего их 18, 16 из них соединены с курантами. На каждом виден год отливки: 1757.

В советское время те, которые удалось протащить сквозь оконные проёмы, были убраны и хранились в фондах. Сейчас они возвращены на место. Таким образом, мы не только слышим те же самые мелодии, что и наши предки. Они ещё и исполняются на тех же колоколах, что были привезены вместе с барабаном в XVIII в. Всего в соборе числится порядка 140 колоколов.

А мы с вами поднимаемся в Фонарик на высоту 72 метра

и любуемся видами из окошек.

Здесь заканчивается каменно-кирпичный слой, уложенный Д. Журавским вместо деревянных конструкций.

Дальше идет металлический шпиль, вес которого составляет 86 тонн. Но, на самом деле, конструкция шпиля начинается из помещения часов: именно оттуда тянутся удерживающие его стержни. Всего их 16, 8 спрятаны внутри кладки. Если шпиль по каким-либо причинам отклонится от своей вертикальной оси, его всегда можно будет вернуть в прежнее положение с помощью огромного гаечного ключа. Но им ещё ни разу не пользовались.

Жизнерадостный оранжевый цвет выбран неслучайно. Это свинцовый сурик – наилучшая защита от ржавчины.

От 75 м до 92 м изгибается винтовая лестница, также установленная Д. Журавским. От 92 до 100 м — прямая, т. к. винтовая уже не помещается.

Выше никакой внутренней лестницы нет. 

На 100 м оборудована небольшая площадка и люк размером 30 на 40 см, через который можно выбраться наружу к Ангелу.

На этой высоте чувствуешь, что при сильном ветре шпиль раскачивается. Вершина креста может отклоняться на 1 м 60 см.  Но бояться нечего: конструкция рассчитана на порывы до 45 м/с. Раз в полгода наверх ходят альпинисты и динамометрами проверяют усилия, необходимые для страгивания флюгера с места и вращения.

Поднимаясь на такую высоту и находясь рядом с одним из символов Петербурга, создаётся впечатление, что под тобой не только сам город, но и вся его трехвековая история. Здесь, у самой высокой точки петербургского «кремля», особенно чувствуется неоценимый вклад людей, сохранивших и сохраняющих по сей день этот шпиль и Город, хранимый Ангелом Петропавловского собора...

Благодарим директора государственного музея истории Санкт-Петербурга Александра Колякина, пресс-службу и лично Светлану Григорьеву, а также хранителя курантов Петропавловского собора Андрея Кудрявцева за содействие в подготовке публикации.

(С) КСЕНИЯ САМАРИНА



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ