к другим статьям

В, М, Ф на острове

На территории Монастырского острова есть комплекс зданий, на который вы, скорее всего, не обращали внимания. Он находится за оградой Лавры и с конца 2000-х годов вновь принадлежит Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА). Возможно, со временем эти помещения станут общедоступным культурным пространством. Вспомним историю их строительства и поговорим о планах на будущее.

Речь идёт о корпусах дома № 7 по набережной Обводного канала под литерами В, М, Ф.

Первые каменные постройки появились на этом месте ещё в 1775 г., когда в августе были закончены дополнительные «определенные по плану для выгод семинарии 3 корпуса, и между ними стеной каменной перемкнуто». Они располагались южнее «циркумференции» Александро-Невского монастыря и примыкали к только что возведённому Семинарскому корпусу. В зданиях, сначала принадлежавших Духовной академии, затем — Духовной семинарии, разместились кухня, столовая, больница, а в самой восточной части была оборудована баня.

«План столичного города Санкт-Петербурга. Plan de la ville сapitale S. Petersbourg. Сочинен и гравирован 1810 года». Гравировал А. Савинков

После постройки отдельного здания для Духовной семинарии, эти помещения заняли службы Александро-Невского духовного училища (АНДУ). На плане Шуберта 1828 г. видно, что баня с прачечной уже отделены от других сооружений.

1828 г. Подробный план столичного города Ст. Петербурга, снятый по масштабу 1:4200 под начальством генерал-майора Шуберта

В конце 1840-х гг. возникла необходимость увеличения площади зданий Духовного училища. Для сокращения издержек, лаврский архитектор К. И. Брандт в 1852 г. составил проект перестройки для АНДУ существующих корпусов, примыкавших с юга к Семинарскому корпусу. Предполагалось их расширение и надстройка одним этажом.

В феврале 1853 г. был основан Строительный комитет, куда в июле губернское правление командировало гражданского инженера-архитектора Н. А. Сычева. Начались работы.

Однако вскоре было получено разрешение на постройку нового большого здания на месте центрального корпуса. Строительство стартовало в середине апреля 1854 г., и к 1 (13) июня 1856 г. работы были закончены. 15 (27) октября того же года начались занятия.

В старом западном корпусе остались квартиры нескольких наставников, в восточном – баня и прачечная.

«План столичного города С.Петербурга, вновь снятый в 1858 году и гравированный при военно-топографическом депо в 1860 году». Исправлен по 1865 год

Со временем к ним пристроили деревянный сарай.

«План на урегулирование С.Петербурга высочайше утвержденный 7 марта 1880 года»

В 1879-1880 гг. вместо сарая было устроено одноэтажное здание нежилых служб.

ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 760.

Автором проекта стал архитектор Хозяйственного управления при Св. Синоде Д. В. Люшин.

ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 760.  

ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 758. 

В 1891 г. к прачечной была пристроена дополнительная комната.

ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп 102. Д. 758. 

В 1894 г. появился план деревянной надстройки над баней для обустройства «сушильни для белья». Так каменное утилитарное здание было украшено в духе русской деревни.

ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 758. 

Что касается третьего корпуса, то известно, что на плане 1898 г. к бане примыкала каменная постройка, вероятно, позднее перестроенная.

ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 758. 

Её функциональное назначение в настоящий момент с точностью определить не удалось. Однако стоит предположить, что это был дом сторожа АНДУ.

Фото 1910-х гг.

Сейчас она выглядит следующим образом.

Доподлинно неизвестно, как здания использовались в первые годы советской власти. Вероятно, какое-то время они сохраняли своё функциональное значение.

До передачи Духовной академии строения принадлежали Индустриально-педагогическому техникуму. В одном из помещений размещалась мазутная котельная, стояли тепловые камеры.

Согласно разработанной концепции развития комплекса зданий СПбДА, для выведения всего автотранспорта за территорию кампуса в корпусах 7В, М, Ф планируется оборудовать гаражи с ремонтными, шиномонтажным и моечным отсеками; а также в рамках дома бытового обслуживания — прачечную, швейную мастерскую и т.п.

Помимо этого, рассматривается вариант размещения в этих зданиях экспозиций создаваемого музея церковной реставрации. Если всё это осуществится, то еще один уголок Монастырского острова, скрытый сейчас глухим забором, «оживёт».

ДМИТРИЙ БОХОНСКИЙ, КСЕНИЯ САМАРИНА

Благодарим представителей Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Алексея ОДИНЦОВА, Татьяну АФАНАСЬЕВУ, Ирину ИГОВЦЕВУ и Ксению КАСАТКИНУ за помощь в подготовке публикации.



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ