к другим статьям

Загадка сопок

Если ехать в \"археологическую мекку\" нашего края - Старую Ладогу, то еще на подъезде вы увидите монументальные насыпи, навевающие мысли о захоронениях древних героев и богатырей. Так и есть в определенном смысле - это сопки - уникальные погребальные памятники на Северо-западе России. А в самой Старой Ладоге местные жители или экскурсоводы вам покажут сопки у Никольского, Успенского монастыря, и, конечно знаменитую пару сопок - Олегову могилу...

Пежемский Всеволод Гелиевич, к.п.н.

Если ехать в "археологическую мекку" нашего края - Старую Ладогу, то еще на подъезде вы увидите монументальные насыпи, навевающие мысли о захоронениях древних героев и богатырей. Так и есть в определенном смысле - это сопки - уникальные погребальные памятники на Северо-западе России. А в самой Старой Ладоге местные жители или экскурсоводы вам покажут сопки у Никольского, Успенского монастыря, и, конечно знаменитую пару сопок - Олегову могилу.

Мы начинаем публикацию цикла статей, посвященных археологии Северо-запада России. Сразу отметим, что автор ни в коей мере не претендует на высокий статус научных статей. Однако, много лет участвуя в научных конференциях, семинарах и археологических раскопках, во-первых, накопил определенный багаж знаний, а во-вторых, заметил, что коллеги археологи не стремятся поделиться с широким кругом читателей результатами своей работы. Впервые, еще, будучи студентом истфака, попав на Староладожскую конференцию памяти Анны Мачинской, автор поразился, насколько результаты работы археологов далеко отстоят от общепринятых взглядов на древнюю историю (включая и ту, что преподают в профильных ВУЗах). С одной стороны, такая отстраненность понятна: популяризация знаний об археологических памятниках может привести к привлечению внимания к ним "черных копателей". С другой - а в чем же тогда смысл работы археолога, историка, если ее результаты не доходят до общества? Поэтому достаточно быстро зародилась идея о публикации доступных материалов, переведенных с научного языка на обыденный, с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Многие годы сотрудничество с "Институтом Петербурга" позволяло доносить результаты работ археологов до слушателей лектория. А теперь, в "СРЕДЕ Петербурга" будут и статьи.

Итак:
Все статьи по археологии Северо-запада России будут строиться только на уже опубликованных и общественно-доступных материалах и сопровождаться прямыми ссылками. По возможности - на сетевые публикации. Ссылки будут находиться в конце статьи, в виде списка литературы.

В статьях мы будем избегать указывать координаты существующих памятников археологии, если они не до конца исследованы, и существует риск их разрушения грабителями. Опираться будем на материалы исследованных памятников, упоминать те, что находятся под охраной и грабительские действия там исключены (например, на территории музеев-заповедников)

Также и изобразительные материалы - мы будем привлекать только фотографии находок и раскопов, хорошо известные, опубликованные. Темы, связанные с кладами, монетными находками мы также вынуждены оставить, в силу их потенциальной опасности. Также не будут публиковать данные из каталогов, реестров и прочей специальной литературы.

Увы, реальность современной археологической науки такова, что добрая воля в вопросах популяризации результатов исследований может обернуться разрушением памятника. И тем не менее, древняя история нашего края даровала массу открытий. Некоторые из них привнесли в наше видение прошлого много нового, а некоторые - остались загадками. Вот с одной такой загадки мы и начнем - загадки сопок.

Изучение далекого прошлого нашего края развернулось интенсивно с конца XIX века. В первую очередь изучались самые известные или самые заметные памятники. Одним из таких стали сопки. Вообще-то сопками на Дальнем Востоке называют пологие невысокие холмы. Однако именно в XIX веке стали применять этот термин к определенному типу погребальных памятников на Северо-Западе России - курганам, отличающимся особой высотой.

Собственно, первые раскопки на территории нашего края были как раз раскопками сопок. В 1700-е годы пастор Вильгельм Толле раскапывал сопки Старой Ладоги, а в 1733 г. подобные работы проводили Георг Гмелин и Герард Фридрих Миллер - они раскопали несколько сопок в окрестностях Новгорода, на Мсте. Сам термин ввел в обиход Зориан Доленга - Ходаковский. Он, вероятно, использовал термин, который упоминали местные жители, восходящий к глаголу "сыпать".

В XX веке изучением сопок занимались многие известные археологи: В.В. Седов, Е.Н. Носов, а в начале XXI века - Н.И. Петров, С.Л. Кузьмин и другие.

С самого начала исследований археологи выделяли и отмечали эти памятники, как особые, отличающиеся от других - прежде всего по размерам. И действительно, высота в среднем пять, иногда до пятнадцати метров (знаменитая Шум-гора), не могла не привлекать внимание. Однако постепенно собирался материал раскопок, который позволил сделать определенные выводы. Главный вывод в том, что эти необычные археологические памятники оставила одна раннесредневековая общность. И, судя по находкам внутри - это были наши предки - славяне. Хотя влияние прибалтийско-финских племен тоже прослеживается.

Что же нашли внутри огромных насыпей археологи: прежде всего определили, что сопки - действительно памятники погребальные. Там находят захоронения по разным обрядам, но преимущественно по обряду трупосожжения. В соотнесении с некоторыми вещами и фрагментами керамики, удалось и датировать эти памятники - VIII - началом X века, то есть периодом дохристианским. Перед нами - языческие захоронения. Но они сильно отличаются от других - длинных курганов или древнерусских курганов - известных на территории нашего края. Большинство исследователей связывают сопки с новой волной славянского заселения Северо-запада России - как раз с начала появления здесь данного типа памятников. Также удалось проследить этапы создания памятников. Сначала местность выжигалась ("ритуальное очищение"). Потом в несколько этапов формировалась насыпь, внутри которой создавались каменные конструкции, в нее и совершались захоронения. На вершине одной из сопок был найден деревянный сундук с 15 килограммами кальцинированных костей (заметим, что от одного человека оставалось после сожжения около 60 грамм обожженных костей). Правда, в большинстве случаев количество захоронений внутри сопки было небольшим. Эпохальным стало открытие поблизости с одним из скоплений сопок грунтового могильника с такими же кальцинированными костями и с такими же вещами, керамикой. Выяснили, что в сопках хоронили не всех. Иногда в сопках находят несожженные костяки или отдельные черепа. На вершине некоторых насыпей прослеживаются следы столбовых конструкций. Собственно, именно тут стоит задать главный вопрос, сформулировать главную загадку: что же такое сопки? Уж больно сложный обряд, уж больно особенное положение во всем кругу памятников. Конечно - захоронения, но видимо не только.

Некоторые исследователи связывают сопки с летописным упоминанием захоронений вятичей и кривичей "на столпе на путех". Впрочем, связь именно с этой традицией кажется нам (вслед за многими известными исследователями) натянутой. Все-таки гора из земли это не совсем столп (конечно, тогда могли называть столпом и башню, и каменную насыпь, но все-таки не земляную). Тут стоит обратиться к тем письменным источникам, которые рассказывают нам о ранней истории славян (это и летописи, и записи путешественников, арабских купцов и для чуть более позднего периода - церковные документы). В них описывается жизнь наших предков. Что из описанного уже найдено археологами: крепости - найдены (десятки городищ), поселения найдены (селища также), промышленные, торговые центры... А чего нет из описанного? святилищ! В действительности на Северо-западе России даже не памятники, а отдельные находки, которые можно уверенно связать со славянским языческим культом, единичны. "Как же!" спросите вы, "как же святилище на Перыни в Новгороде, раскопанное В.В. Седовым, реконструированное на бумаге, вошедшее во все учебники по истории России..." Вся пикантность ситуации в том, что "святилище на Перыни" это сильно разрушенная... сопка, которую В.В. Седов раскопал, и интерпретировал как отдельный тип памятника - святилище. Но может быть, в этом есть своя правда. Достаточно быстро возникло предположение, что сопки и есть те самые языческие святилища. Кто сказал, что там, на капищах не могли хоронить? Да и некоторые из захоронений в сопках могут трактоваться как жертвоприношения. Новые исследования - сопки у д. Дубовики С.Л. Кузьминым, а также неразрушающие магнитометрические исследования уникальной Шум-горы, в общих чертах такую гипотезу не опровергают, и может быть, даже в некоторой степени подтверждают. Мы действительно очень мало знаем о религии наших предков. Попытки создать из имеющихся источников целостную картину (такие, как работы Б.А. Рыбакова) большим успехом не увенчались, только дали почву для множества спекуляций. Так и стоят по берегам рек, на высоких видных местах, возможно, самые заметные следы языческого культа славян, культа, о котором мы по большому счету почти ничего не знаем. А Олегова Могила в Ладоге - никак не могла быть местом упокоения "Вещего Олега"... Но об этом - в других статьях.

Что почитать:
Н.И. Петров Могилы превысокие. Языческие курганы племенной аристократии Древней Руси VIII - XI вв.
Кузьмин С.Л. Сопка у д. Новые Дубовики
Н. И. Петров К проблеме интерпретации сопок Северо-западной Руси: летописные и фольклорные источники/ Новгород и Новгородская земля №9, 1995.



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ