Место обучения для ДЕТЕЙ

Детский абонемент Института Петербурга действует в здании Детской библиотеки истории и культуры Петербурга (филиал ЦГДБ им. А.С. Пушкина). Здесь, на Марата, 72 в Петербурге удивительным образом соединились подлинное пространство памятника архитектуры Северного Модерна и одной из старейших детских библиотек города.

В создании Дома и его интерьеров принимали участие видные деятели отечественной культуры П.Ф.Алешин, Н.К.Рерих, М.А.Врубель, П.К.Ваулин, Л.А.Дитрих. В этом Доме с обычным для Петербурга холодным фасадом гармонично сочетается изысканность модерна и уютный мир русского Дома.

* * *

Началось строительство дома в 1907 году. Это единственный дом, построенный архитектором Павлом Федотовичем Алёшиным в Петербурге. Кроме таланта, он привнес в этот проект весь свой молодой задор и смелость. Не исключено даже, что авторство уникальных архитектурных деталей интерьера принадлежит тоже ему. Дом строился, как жилой, для членов торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной (тещи Бажанова).

Бажанов прошел длинный путь из мещан Ярославской губернии до директора-распорядителя одного из крупнейших торгово-промышленных товариществ, купца 1-й гильдии. Это был один из выдающихся представителей купеческого сословия Петербурга. Главная квартира Дома – огромная квартира Бажанова, в 40 комнат, располагалась по периметру первого двора на первом и втором этажах. Семья у хозяина была большая. К моменту въезда семьи в этот дом детей было 11. Семья придерживалась в быту строгих патриархальных правил.

Все помещения Дома до сих пор жилые (кроме залов библиотеки). Петербуржцы привыкли называть Дом особняком, но это не верно. Иллюзия особняка создается именно из-за квартиры Бажанова; она, благодаря своим размерам, действительно представляет микро-особняк в центре большого жилого дома. Вторая причина ошибки в том, что с улицы Марата в дом ведет единственный вход. Однако справа от него находится арка и, войдя в нее, вы обнаружите еще три двора в глубину с входами во все остальные квартиры.

Особенность той части здания, которую занимает библиотека, в том, что только здесь сохранилось первоначальное убранство дома вплоть до мельчайших деталей. С помощью огромных окон архитектор выполнил одну из задач заказчика, чтобы все помещения хорошо освещались естественным светом. Вся оконная и дверная фурнитура подлинная, она до сих пор находится в отличном техническом состоянии.

Через прекрасно сохранившуюся дверь парадного входа вы попадаете в холл с историческим с сливово-брусничным цветом стен и на парадную лестницу каррарского мрамора.

Пространство парадной лестницы необычно. Прежде через огромный световой фонарь на потолке ее освещал дневной свет. Сейчас стекла окрашены, но сохранились бронзовые переплеты и само устройство светового фонаря. С ним связана самая стойкая легенда Дома. Рассказывают, что непосредственно в световом фонаре располагался аквариум, в котором плавал огромный сом. Специалисты возможность этого не отрицают, ведь перекрытия в доме железобетонные. Однако ни в одном историческом документе упоминания об аквариуме не найдено.

Приемная хозяина и знаменитый камин – это первая комната от парадной лестницы. Облицовка декоративных панелей стен – ореховое дерево. Панели оконных проемов украшены майоликовыми вставками с васильками, шишками и павлинами, выполненными по эскизам замечательного русского художника Серебряного века М.А. Врубеля. С именем Врубеля связана и главная гордость Дома. Здесь, в Приемной находится самый известный майоликовый камин художника – «Вольга и Микула Селянинович». Самый первый вариант камина по этому сюжету делали в Абрамцевской мастерской к Парижской выставке 1900 года М.А. Врубель и П.К. Ваулин. Камин получил на выставке Золотую медаль. Тот самый первый экземпляр, по всей видимости, был продан, следы его теряются. А на камин в библиотеке часто приезжают посмотреть москвичи из разных музеев и сотрудники музея-заповедника «Абрамцево», где есть разборные панно по этому сюжету. Есть такое панно и в Русском музее. Но цветовая гамма, при общем сюжете, совершенно другая. У камина в доме Бажанова деталей в сюжете больше всего. Отличить многочисленные вариации можно по лицам птиц-сирин. Они у всех разные. Это, скорее всего, одна из самых поздних работ Ваулина и изготовлена она не в Абрамцево, а здесь под Петербургом в его мастерской примерно в 1909 году. Все камины в доме в рабочем состоянии, все дымоходы исправны, но каминами в библиотеке не пользуются из соображений пожарной безопасности.

Свое подлинное убранство, кроме Приемной, сохранили и Кабинет хозяина, Гостиная, Малая и Большая столовые, Холл, Фойе с камином. А вот мебель для каждой комнаты после реставрации делали специально по эскизам администрации библиотеки.

В центре холла обращенный к лестнице находится камин в замковом стиле. Он оформлен майоликовой плиткой и медной панелью с чеканкой с изображением старинного корабля-дракара. По стенам под потолком расположен фриз со сценами из крестьянской жизни. Сюжет фриза воспроизводит сельские работы и виды отдыха во все времена года: престольный праздник, игры детей. Отчетливо видны более 50 персонажей детей и взрослых. В лепном оформлении потолка холла нет повторяющихся деталей.

Стеновые панели, детали камина в Кабинете хозяина изготовлены из красного дерева. При реставрации обнаружилось, что на некоторых из них сохранился первоначальный слой лака. В правой части камина видна бронзовая ручка – такая есть у каждого камина в этом Доме – при помощи которой камин приводится в рабочее состояние. Потолок в кабинете кессонированный и заполнен интенсивной лепкой.

.

Фойе украшает камин с рамой из дуба и изящный кованый фонарь на потолке. На майоликовых облицовочных плитках камина изображены розочки в стиле модерн. Этот мотив повторяется в виде инкрустации на всех дверных проемах. Именно эту розочку Государственный Эрмитаж поместил в свой буклет по модерну вместе с деталями камина «Вольга и Микула».

Грушевая гостиная – дамско-детское пространство, разительно отличающееся от строгого мужского пространства кабинета. Изначально ниже барельефов бронзовых бараньих головок на стенах была натянута ткань. Надо сказать, что в интерьере Дома бараньих голов очень много. Скорее всего, вспомнив мифологию, можно предположить, что их изображения являются символом богатства и использованы для привлечения в семью достатка. Все дверные ручки в Доме исполнены в одном стиле, и только здесь, в Грушевой гостиной, ручки украшены изображением розы в стиле модерн. Над дверями размещены изящные вставки в виде чеканки: символические изображения детства, юности и зрелости. Эти лица связаны с членами семейства Бажанова, но как именно, не известно. Справа и слева от портретов на дверной коробке находятся резные вставки из грушевого дерева. Эта порода древесины относится к дорогим и часто используется именно для украшения интерьера резными деталями. Шпон грушевого дерева очень тонкий, текстура у него мягкая, нежная и теплая. Такова и особенная атмосфера в пространстве Грушевой гостиной.

После парадной лестницы из Холла квартира шла вдоль улицы двумя анфиладами. Мы только что прошли по правой, идущей вдоль фасада. Левая внутренняя анфилада окнами во двор вела из Холла в Фойе, затем в Малую и Большую столовую.

В Малой столовой собирались тесным семейным кругом, скорее всего без детей. Стены здесь отделаны дубовыми панелями. Вместо встроенного буфета при реставрации выполнена дверь, стилизованная под окружающий интерьер. Бра воссозданы по историческим фотографиям. Второе название комнаты – Гербовый зал. Над каждой из 4 дверей размещен герб города: Петербург, по диагонали Москва, Ярославской губернии, откуда родом Бажанов, и герб Олонецкой губернии. Товарищество Бажанова имело там свои экономические интересы, земли, оттуда родом был друг и кум Бажанова Кириллов. Эти семьи жили в доме вместе, вместе росли их дети.

Стены Большой столовой отделаны дубовыми панелями, а в центре возвышается огромный камин, украшенный майоликовой плиткой и замечательной инкрустацией типичных для модерна цветов – ирисов. Такие же ирисы в виде инкрустации повторялись на всей мебели Большой столовой. Люстра в столовой подлинная. Лампочки меняются через боковые стекла, в которых есть дверцы. Осталось лишь одно подлинное стекло с «морозным узором», по которому восстановили эту утраченную технологию.

Из Большой столовой в Белый зал вели огромные раздвижные двери с мастичной лепкой. Такая же лепка украшает пространство над зеркалами. В оформлении зала участвовал скульптор Л.А. Дитрих. Зал исполнен в торжественных бело-золотых тонах. Во время реставрации были заново воссозданы только плафоны в виде шишек, расположенные по периметру зала под потолком. В остальном облик помещения первоначальный. Если открыть все двери анфилады комнат, идущей вдоль фасада дома, то в зеркало Белого зала можно увидеть Врубелевский камин из Приёмной хозяина.

В зале великолепная акустика, это один из лучших камерных залов Петербурга. Именно в этом великолепном Белом зале проводятся занятия Детского абонемента Института Петербурга

.

Кроме этого дети могут воспользоваться широкими возможностями самой библиотеки. Здесь собирают, систематизируют и изучают петербурговедческий фонд; создают информационный банк данных о нашем городе, ведут активную просветительскую деятельность.

Статья переработана на основе материала электронного журнала "Женщина Москва", где воспроизведена авторская экскурсия директора Детской библиотеки истории и культуры Петербурга и хранителя «Дома Бажанова» Миры Львовны Васюковой



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ