МУЗЕЙ СМОЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ
Наш новый совместный проект посвящён Смольному собору. Вместе с помощником настоятеля Романом Катаевым мы не только вспомним историю сооружения, но и поговорим о его перспективах. С планов и начнём: в обозримом будущем в храме откроется музей, который со временем разместится на всех уровнях здания от подвала до чердака.
Новый музей расскажет об истории создания и развития комплекса зданий Смольного монастыря, обладающего бесспорной ценностью для нашего города, а также раскроет внутреннюю жизнь собора на протяжении более двух веков.
История будет раскрываться постепенно: слой за слоем. Сначала посетители сориентируются на местности: узнают, где находилось село Спасское, почувствуют близость Ниеншанца; представят, как выглядели окрестности без храма, но со Смоляным двором, а позже — с дворцом Елизаветы Петровны и Кикиными палатами. Кстати, в палатах размещалась церковь лейб-гвардии Конного полка, откуда вышел крестный ход с императрицей к месту закладки камня в основание монастыря.
Но вот наступает время строить храм. С помощью копий архивных материалов и деревянного макета, повторяющего работу самого Растрелли, что хранится в музее Академии Художеств, перед нами предстанут первоначальные архитектурные замыслы. А они отличались от того, что мы видим сейчас. Например, знаменитая колокольня. Первый ярус уже был возведён (что подтверждают археологические раскопки), когда Растрелли, как настоящий художник в творческом порыве, отказался от её сооружения (может, были и другие причины, но хочется верить в творческую прозорливость итальянского гения). Он построил лишь звонницу, и мы сможем сравнить задумку и итог.
Есть идея создать макет с раздвижной частью, в котором будут показаны срезы интерьерных изменений. То есть посетитель как будто войдёт внутрь храма.
При этом его будут окружать предметы декоративного искусства разных лет: головки ангелов, лепной орнамент, медальон XIX в.
Богослужебная сторона жизни храма будет представлена церковной утварью и облачениями. А ещё будет явлена копия с запрестольного образа «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института» кисти А. Венецианова. Оригинал пока видят только сотрудники Русского музея в его запасниках.
О том, что ждало собор в советский период, расскажут проекты по его переустройству, в том числе план архитектора А. Гегелло, предусматривавший реконструкцию храма под планетарий и музей.
О музее тоже пойдёт рассказ. Посетители увидят материалы о первой выставке, открытой в 1974 г. и посвящённой перспективам развития Ленинграда, о создании концертно-выставочного зала, о вхождении в музейный комплекс ГУП «Исаакиевский собор» и, наконец, о передаче храма Русской Православной церкви в 2016 г.
Разумеется, ждать открытия всей экспозиции пришлось бы долго. Поэтому музей будет заполнять пространство в несколько этапов. Первая выставка разместится в подвальных помещениях под центральным алтарём, куда с улицы будет вести отдельный вход.
В течение года здесь проводили расчистку от временных перегородок и коммуникаций и вернули пространству исторический вид: кирпичная кладка, гранитные плиты…
Для поддержания атмосферы сделали зональную подсветку от пола и выступающих объёмов наверх. Центральные плафоны будут включать только на время проведения просветительских мероприятий.
Но веяний времени не избежать: ввиду того, что собор не обладает оригиналами, для показа копий архивных документов и фотографий на стенах появятся интерактивные экраны.
Когда это станет возможным в нынешних условиях, для комфорта посетителей откроется чайная, будут работать туалеты.
Остальные помещения подвальной части будут временно закрыты, поскольку в них по результатам расчётов специалистов планируется аналогичная работа по расчистке «позднейших наслоений» — стен и перегородок,
а также музеефикация артефактов, связанных с военным периодом жизни города.
К последним относится бомбоубежище, которое, как известно, функционировало во время войны в подвале. Здравствует и живой свидетель его деятельности – 96-летний прихожанин собора, в 1942 г. обучавший горожан самообороне (кстати, в храм не было ни одного попадания, пострадали лишь стёкла). Планы убежища пока не обнаружены. Зато до нас дошёл в рабочем состоянии аппарат подачи и очистки воздуха. Рядом с ним найдены мешки с фильтрующим средством в виде маленьких пенопластовых шариков.
Есть в подвальном этаже ещё одно весьма примечательное помещение, в которое можно попасть через перекрытый железной дверью низкий проход.
Его стены оштукатурены и раскрашены под обои.
Раньше здесь находился ныне утраченный телефон. Но гораздо более интересно наличие подземного хода. Да-да, он существует!
Но ведёт всего лишь в вентиляционную шахту.
Поэтому посетителям придётся покидать убежище без приключений через обычный выход.
Напомним, что музейное пространство не будет ограничиваться подвалом. Экспозиция «войдёт» и в сам храм. Прежде всего, будет обозначено частично сохранившееся царское место. В будущем планируется его полностью восстановить.
Для тех, кто не захочет идти в музей и глубоко погружаться в историю, установят планшеты с пояснительными текстами и историческими фотографиями.
Ангел с купола церкви св. Екатерины, нашедший приют под сводами собора,
Фотография Влада Сорокина
и ангелы В. Стасова, которых можно будет разглядеть поближе с хоров,
станут связующим звеном с выставкой в башне звонницы, посвящённой ангелам в современном искусстве. Есть идея разместить на чердаках копии известных петербургских ангелов, выполненные соразмерно высоте сводов. Для их экспонирования откроют места, которые сейчас недоступны для обзора.
Заодно у посетителей будет возможность взглянуть на собор с инженерной точки зрения и рассмотреть балки, арки, перекрытия…
Завершающим аккордом станет посещение смотровой площадки, откуда открываются чудесные виды.
Впрочем, с этого зрелища можно начать, а потом уж спускаться в подвалы: выбор за вами.
По всей видимости, церковно-исторический музей в Смольном соборе станет прекрасным примером, иллюстрирующим желание «живого» храма через стены и предметы рассказать, показать, окружить своей историей приходящего в него. Мы же будем следить за процессом устройства экспозиции и рассказывать о ней вам.
КСЕНИЯ САМАРИНА, ДМИТРИЙ БОХОНСКИЙ