к другим статьям

Олимпийская сборная Российской Империи

Олимпийские игры 2016 запомнятся прежде всего допинговыми скандалами. Безусловно, больше всего здесь досталось российским спортсменам. Тем не менее, сборная России в неофициальном медальном зачете окончила Игры на 4 месте. А как складывалась судьба спортсменов Российской империи на Олимпиаде 1912 года? Заглянем в наше спортивное прошлое…

В 1912 году столицей Олимпийских игр стал Стокгольм. Физическая культура в самой большой скандинавской стране — Швеции развивалась гигантскими темпами. Шведы желали и придавали этим играм характер особого торжества, поэтому подготовка проходила на высоком уровне.  По проекту архитектора Торбена Грута был построен из красного кирпича новый, хорошо оборудованный стадион, который бал назван «Королевским». Стадион был хорош тем, что его украшали две большие башни, выполненные в скандинавском стиле, трибуны располагались в виде подковы, а под трибунами находились помещения для участников игр, их раздевалки, душевые и служебные помещения. Впервые были использованы электронные часы. В этих Играх принимали участие спортсмены со всех пяти континентов.  Стадион принял 2 407 спортсменов, приехавших из 28 стран. На  Играх было разыграно  102 комплекта наград.

В первый и последний раз в Олимпийских играх приняла участие официальная команда Российской империи. Ранее царское правительство пренебрегало вопросами спорта.  В данный период Олимпийский комитет и императорские чиновники возлагали на спортивные успехи надежду в том, что они смогут упрочить репутацию империи на международной арене. Победы в Швеции могли дополнить торжества, так как в 1912 г. отмечался юбилей Отечественной войны, а в 1913 г. в стране готовились отметить 300-лети династии Романовых.

Торжественное открытие V Олимпиады состоялось 6 июля. На церемонии присутствовал король Швеции Густав V. Трибуны стадиона, вмещавшие 32 тысячи зрителей, были забиты до отказа.

Российская империя направила в Стокгольм многочисленную команду из 178 человек. Надеялись на получение высоких наград. Даже был подготовлен специальный «переходящий» приз-братина имени Его Величества государя Императора Николая II. Приз был изготовлен знаменитым ювелиром Карлом Фаберже. Братина представляла собой настоящее произведение искусства, имела вид ладьи викингов, была выполнена из золота с серебра, украшена драгоценными камнями.

Официальным представителем России на Олимпиаде был избран близкий к императоры кадровый офицер, в прошлом командир лейб-гвардии Гусарского полка генерал-майор Свиты Его Величества Владимир Воейков.  Это был чрезвычайно независимый и энергичный молодой человек, в лексиконе которого выражение «не могу» отсутствовало. Для него слово нужно означало слово «есть». Олимпийски комитет получил поддержку от военного руководства страны, поэтому в составе команды было много военных — 85 человек.

Российский олимпийский комитет, созданный накануне V Олимпиады, был по сути своей бездеятельным, некомпетентным в организации и подготовке к соревнованиям международного уровня. Правительство, обещавшее всевозможную поддержку, в итоге обещаниями и ограничилось. Даже Устав Российского олимпийского комитета утвердили за месяц до отправления на Игры.

В обращении комитета к спортивным организациям России говорилось: "В первых трех Олимпийских играх российские спортсмены не участвовали. Только в 1908 году на IV Олимпиаду в Лондоне были командированы некоторыми обществами в первый раз представители России. Из пяти участников один вернулся с первым призом, двое — со вторым. Этот факт, а также то обстоятельство, что российские любители — атлеты, борцы, конькобежцы, гребцы, стрелки, футболисты и другие — нередко одерживали победы над знаменитостями в России и за рубежом, позволяют быть уверенными, что при правильной организации Россия может показать себя на Олимпийских играх с лучшей стороны".

Сборы олимпийской команды были хлопотными и сложными. Именно стараниями В. Воейкова были выделены средства на поездку русских спортсменов.

Вопрос о перевозке русских спортсменов был решен не сразу. Вначале для перевозки команды было предложено военное госпитальное судно «Монголия», однако Морское министерство затягивало принятие решения.  В итоге организаторы обратились к частной Восточно-Азиатской компании и арендовали четырёхмачтовое океанское судно — пароход «Бирма», курсировавший из Либавы в Нью-Йорк.

Около 9 часов вечера 12 июня «Бирма» с участниками Олимпийских игр прошла мимо Кронштадта, взяв курс на Стокгольм. Пароход был украшен флагами и производил необычайно яркое впечатление. На нем имелось сто кают первого класса, обставленных весьма комфортабельно. В каждой каюте размещались два человека. того, двести пятьдесят кают второго класса и помещения и для третьего класса на 1200 человек. К услугам спортсменов — читальня, курительная, телефон, почтовое отделение и громадная столовая.

Участников Олимпийских игр провожал весь спортивный Петербург. Яхта императора нагнала спортсменов в пути, и Николай II с дочерями  и царевичем Алексеем благословил будущих победителей на успех.

Через густой туман за две ночи и один день олимпийская команда благополучно прибыла на окраину шведской столицы, где пароход «Бирма» превратился для команды в гостиницу.

6 июля 1912 года на торжественном открытии V Олимпиады по Королевскому стадиону тринадцатой по счету прошла команда России. Во главе делегации со штандартом в руках шел поручик Раевский. Наша команда была одета в брюки черного цвета и  белые рубашки.

Представители русской команды выступали почти во всех видах спорта. В ее составе было много военных, из них 20 стрелков. Стрельба являлась важнейшим из военных искусств. На Олимпийских играх было представлено 18 видов стрелковых упражнений.  Российская команда была довольно сильной и имело много шансов на победу. В стрелковых соревнованиях участвовал Н. А. Панин-Коломенкин, разносторонний спортсмен, слывший первоклассным стрелком, который делили свой спортивный талант между стрельбой и коньками.  Он состязался в стрельбе из револьвера на 50 метров, но в призеры не попал.

Состязаться пришлось в дождливую погоду. Для выступления шведских стрелков был специально натянут защитный навес, а для стрелков из других стран, в том числе для русских, такой навес сооружен не был. В результате шведские стрелки завоевали больше всех медалей: 7 золотых, 6 серебряных и 4 бронзовых. Русские стрелки — офицеры из Петербурга — показали второй результат.  «Серебряный квартет» составляли капитан Амос Каш, хорунжий Павел Войлошников, подпоручики Николай Мельницкий  и Георгий Пантелеймонов.  Все они были из гвардейских частей. Командовал стрелковой дружиной штабс-капитан 2-го Стрелкового полка, шефом которого являлся сам император, Григорий Шестериков. Гвардейцы стреляли метко. Они выполнили упражнение «дуэльная стрельба», представляющее собой скоростную стрельбу из одноразрядного пистолета по появляющейся силуэтной мишени. Вся четверка набрала 1091 очко (максимум 1200 очков, шведы получили 1145 очков). Это был первый и единственный успех русских спортсменов в командных соревнования на высшем уровне до революции.

По завершению V Олимпиады всех офицеров, принявших участие в играх, обязали составить свои сообщения и доклады о прошедших состязаниях, чтобы в дальнейшем учесть ошибки и промахи в новых соревнованиях.

Взять Стокгольм наскоком русской команде не удалось. По итогам Олимпиады  российская команда заняла 15 место. Ни один спортсмен не смог завоевать золотую медаль. Было получено всего пять медалей: две серебряные и три бронзовые. Кроме стрелков, серебро в упорной борьбе среди 38 участников из 14 стран завоевал эстонский борец Мартин Клейн (до 75 кг), который выступал за команду России. Другой эстонский спортсмен Михаил Куузик завоевал бронзовую медаль в академической гребле на дистанции 2000 метров. Третье место в стрельбе по подбрасываемым голубям занял Гарри Блау. Он набрал 91 очко из 100, отстав от чемпиона на 5 очков. В последнем круге Блау стрелял лучше всех — 49 из 50. Бронзовым призером в парусном спорте в классе «10 м» стала русская команда яхты «Галлия II».

Самое разгромное поражение, которое остается самым крупным для российской сборной и по сей день, потерпела футбольная команда после выбывания из основного турнира (поражение от Финляндии — 1:2) в утешительном матче от команды Германии со счетом 0:16. Интересны воспоминания об этом матче:

"Игра на "Утешительный" кубок дала России мало утешения. Поражение 16:0 — высокий рекорд этих Олимпийских игр. Против России германцы выставили не лучших своих игроков, и только форварды взяты все сыгранные (из одного клуба Карльсруэ). Тихий бег русских игроков, медленная тактика, если вообще она была у русских, позволили Германии забивать нам гол за голом. Все три наших хавбека (петербуржцы Хромов, Уверский, Яковлев) задались целью держать одного центр-форварда и действительно в этом преуспели. Но оставленные без внимания остальные 4 форварда легко обыграли наших тихих, сравнительно с заграничными, беков, и, несмотря на довольно удачную игру голкипера Фаворского, вбили в обеих половинах игры поровну по 8 сухих голей. Голи следовали в таком порядке: 1,5 м, 6 м, 10 м, 21 м, 27 м, 28 м, 29 м, 31 м - итого 8:0, 1 м, 6 м, 8 м, 9 м, 11 м, 20 м, 21 м, 23 м - итого 8:0. Общее поражение 16:0."

Еще более резок в своих оценках был другой репортер:

"О втором матче — 18 июня — неприятно даже давать отчет: так обидно бессилие русских игроков. Наши лучшие игроки совершенно не были заметны. Мимо них катали мяч, водили вокруг и около, а они не могли ни отнять мяча, ни помешать передаче. Здесь особенно ясно было видеть значение бега в футболу. Наша защита не могла догнать ни одного вырвавшегося форварда, не могла отобрать передачу, и голи сыпались один за другим. У русских же форвардов не удавалась передача, беки Германии легко их догоняли, и наша "Московско-Петербургская" команда получила страшное поражение: 16:0. Голкипер Фаворский не отбил ни одного верхового мяча, его как будь-то не было в воротах.

Главный недостаток нашей сборной команды — полная ее не сыгранность. Ей пришлось сыгрываться уже в Стокгольме на решительных матчах. Можно усомниться в том, что выступление русских футболистов на олимпийских играх было разумно организовано. На всех играх прекрасные судьи. Они всегда у мяча, видят ошибки и немедленно свистят. Здесь совершенно запрещены наши толчки. Голькипера вовсе нельзя толкать. У нас же постоянно стараются свалить голькипера, — и получается дикая игра. Запрещение толкать игроков поднимает технику игроков. Сравнение игры русских команд с заграничными, к сожалению, показывает, что мы — еще дети в футболе, но... уже грубые дети".

Неудачное выступление спортсменов россиянами было воспринято болезненно. Писатель Александр Куприн образно называл его «Спортивной Цусимой». Однако один только факт первого участия в Играх имел огромное значение для популяризации спортивного и олимпийского движения по всей стране. «Урок» пошел на пользу. Через год российские соревнования показали резкое повышение мастерства спортсменов, вскрыв огромный потенциал. В 1913 году в Киеве прошла I Российская олимпиада с участием 600 спортсменов, а в 1914 году в Риге, под грохот артиллерийской канонады начавшейся войны, была проведена II Российская олимпиада, в которой участвовали более тысячи спортсменов.

 

 

Список иллюстраций:

в анонсе статьи — церемония открытия.

1. Олимпийский стадион в Стокгольме (1919 г.)
2. Владимир Воейков
3. Российская сборная на церемонии открытия
4. Российская сборная на церемонии открытия
5. Сборная России по футболу перед игрой с командой Германии. Слева направо А. Уверский, П. Соколов, Г. Никитин, М. Смирнов, В. Житарев, Л. Фаворский, М. Яковлев, М. Хромов, В Бутусов, Ф. Римша, С. Филиппов.
6. Показательное выступление российской команды гимнастов 11 июля

По материалам статьи О. С Пантелеймоновой «Участие моего прадеда в V Олимпийских играх» // V Анциферовские краеведческие чтения. 23-24 ноября 2012 года, Санкт-Петербург.



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ