к другим статьям

ТЕКУЩАЯ РЕСТАВРАЦИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО ДВОРЦА

24 октября ГМЗ «Царское Село» познакомил журналистов с ходом реставрационных работ в Александровском дворце.

Дворец был передан в ведение музея-заповедника в 2009 г. (с 1951 г. он принадлежал Военно-морскому ведомству). 

В 2011 г. был разработан и согласован проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования, согласно которому дворец станет многофункциональным музейным комплексом, где будут предусмотрены: залы экспозиции, залы временных выставок, залы для научно-исследовательской работы и конференций, библиотека, детский центр, помещения для эксплуатации здания. В цокольном этаже разместятся кафе, вестибюли с кассами, гардероб, экскурсионное бюро, музейный магазин, а также технические и вспомогательные помещения.

Реставрация началась в 2012 г., а в 2015 г. дворец закрылся для посетителей.  В первую очередь были произведены строительно-монтажные и реставрационные работы в подвальной части (углубление подвала, усиление и гидроизоляция фундаментов), выполнена большая часть общестроительных работ в надземной части здания, а также работ по устройству наружных и внутренних инженерных сетей, оборудования и автоматизации систем. Усилены несущие конструкции дворца. 

Затем приступили к воссозданию интерьеров. И первые восемь залов откроются для посетителей в середине 2020 г.

 Свитская (№№ 74-76)

При Александре Фёдоровне пространство выглядело по-другому. На месте объединённой Свитской было несколько небольших комнат, которые появились в 1895 г. в результате реконструкции одного большого зала: гардеробные, комната камердинера, а на антресолях находилась ванная.

Но про отделку этих помещений практически ничего не известно, поэтому их планировку воссоздавать не стали. Тем более что ещё после войны при расчистках обнаружили плафон мастера Скотти середины XIX в.  Это особенно ценно потому, что потолочные плафоны и полы — самое сложное при восстановлении интерьеров: потолки на фотографиях и автохромах не видны, а полы закрыты коврами.

Интересно, что в 1949 г. (когда дворец принадлежал Академии наук СССР и предназначался для хранения коллекций Института русской литературы) в этом зале размещалась экспозиция, посвящённая Л. Н. Толстому.

 Спальня ( 73)

«Находилась на месте комнаты, которая использовалась для этой же цели во время приезда во дворец гостей. В 1873 г. здесь останавливалась мать Александры Фёдоровны, принцесса Алиса, приезжавшая на свадьбу своего брата, герцога Эдинбургского, и великой княжны Марии Александровны. Спальня была устроена в этом помещении без существенных переделок. Стены и перегородку архитектор затянул выбранным Александрой Фёдоровной английским чинцем (Charles Hindley)» [здесь и далее цитируются материалы пресс-релиза].

Обратите внимание, что до революции икон было не так много, как на советских фотографиях. Дело в том, что в комнатах царских детей разместился детский дом, и музейные работники перенесли оттуда иконы в спальню. Ещё часть икон прибыла из других императорских дворцов, например, из Зимнего, где покои Романовых были демонтированы.

Реставраторам в работе помогли не только фотографии и автохромы, но и сохранившиеся в эвакуации специальные альбомы с фрагментами ткани: по куску чинца (вощёного ситца) восстановили всю тканевую обивку стен. Также воссозданы портьеры, ковёр, альков. А потолок оставлен с советского времени, ведь базовый принцип реставрации: «Если не знаешь, как было, оставляй то, что до тебя дошло. Возможно, кто-то впоследствии выяснит».


До реставрации

К открытию в этот зал вернут картины, иконы и мебель, часть которой сохранилась в фондах, другая будет воссоздана, а ещё часть — закуплена на аукционах.

 Сиреневый кабинет  ( 72)

«За два десятка лет жизни Александры Фёдоровны в России Сиреневый кабинет – ее любимая комната в Александровском дворце, созданная Романом Мельцером, – ни разу не подвергалась переоформлению, несмотря на смену художественной моды на рубеже веков. Для оформления интерьера шёлк – розовато-лилового оттенка с рисунком из переплетенных вертикальных нитей – был заказан у парижской фирмы Шарля Бурже. Деревянные панели в нижней части стен и мебель, спроектированная Мельцером в подражание стилю рококо, были окрашены в два цвета под слоновую кость. [Поначалу специалисты думали, что на фотографиях так падает тень, но потом нашли описания, что часть панелей действительно была выкрашена более тёмной эмалью.] Многие предметы обстановки, угловой диван, полушкафы встроены и связаны со стенными панелями. Здесь император и императрица с детьми часто пили кофе после завтрака, собирались на вечерний чай, здесь Александра Фёдоровна проводила много времени за работой и чтением.


До реставрации

Работы в Сиреневом кабинете: по историческим образцам воссозданы тканевая обивка стен, портьеры, встроенная мебель, ковёр, деревянные панели, камин, живописный фриз».

Палисандровая гостиная ( 71)

«Этот интерьер оформлял Роман Мельцер в 1896-1897 годах. Основным материалом отделки архитектор выбрал палисандр – дорогую древесину, которую доставляли из-за границы. Из палисандра были сделаны высокие стенные панели с полочкой, обрамление установленного в углу камина и мебель. В первые годы жизни во дворце Николай II и Александра Фёдоровна часто проводили время именно в этом интерьере. Затем гостиная стала местом завтраков и обедов царской семьи.


До реставрации

Работы в Палисандровой гостиной: по историческим образцам воссозданы тканевая обивка стен, портьеры, панели и камин из палисандра, украшенный тканевой вставкой и зеркалами с фацетом (специальной обработкой граней и внешней кромки стекла)».

В 1917 г. этот зал был запечатлён с гортензией в вазе, оставшейся от царской семьи, отправленной в ссылку.

Сейчас в гостиной аналогичный цветок.

Камердинерская (№№ 66-67)

При Николае II здесь было два помещения: гардеробная, где в шкафах ясеневого дерева хранились предметы гардероба императора, и камердинерская, в которой дежурил личный слуга царя. От общего прохода комната камердинера отделялась дубовой перегородкой с дверью, отсюда в подвальный этаж вела лестница. Она сохранена, но находится под полом.  В объединённом зале оставили советские паркеты и плафон.


До реставрации

Мавританская уборная (№ 65)

«В мавританском стиле была оформлена ванная комната императора с бассейном для плавания вместимостью более тысячи вёдер. Бассейн за несколько минут наполнялся водой нужной температуры. От коридора бассейн отделяла ажурная перегородка из клёна, из которого также был выполнен плафон. На площадке перед бассейном находился камин, выложенный изразцами с восточным орнаментом. Бассейн и всё оформление ванной выполнялись по проекту и под руководством архитектора и инженера  Н. И. де Рошефора. В апартаментах Николая II Мавританская была единственной комнатой для отдыха. Интерьер утрачен в годы Великой Отечественной войны».

До реставрации здесь находился выставочный зал с обычным полом, окрашенными стенами и белым потолком.

У реставраторов были чёрно-белые фотографии, описания из книги В. И.  Яковлева «Александровский дворец-музей в Детском Селе» и кленовая щепка от перегородки, хранившаяся в фонде быта. Автохромов А. Зееста по этому помещению нет, но есть проектный чертёж — акварель Н. И. де  Рошефора.

Под потолком обнаружили небольшие фрагменты фриза, по которым воссоздали его полностью.  А самым главным подспорьем стало обнаружение под полом сохранившейся чаши бассейна с остатками облицовки (она отличается по цвету (более жёлтая) от новой),

в которую были сброшены части камина.  Это позволило реставраторам более полно и точно воссоздать рисунок и определить расцветку изразцов.

 Подлинные плитки, обнаруженные в засыпке перекрытия, включены в интерьер со всеми потёртостями и утратами.

К лету появятся занавески, турник, ковёр, циновки.

За дверью у спуска в бассейн находился туалет. Он запечатлён на кинохронике «Первая экскурсия в Александровский дворец в 1918 году»:

 Рабочий кабинет Николая II (№ 64)

«Оформлен в 1896-1897 годах. Здесь император ежедневно принимал министров, заслушивал доклады, работал с бумагами. Отделка и мебель Рабочего кабинета – панели, встроенные шкафы, а также письменный стол и стулья – были выполнены из орехового дерева. Здесь же находилась личная библиотека Николая II, насчитывавшая около 700 томов военной, исторической литературы, книг по государственным вопросам, беллетристики и периодики. Интерьер уничтожен в годы фашистской оккупации».

В фондах сохранились портьеры, по образцу которых были изготовлены новые, и всё в той же засыпке в бассейне обнаружили два кусочка каминных изразцов, позволивших повторить мелкую пластику, не читающуюся на изображениях.

Воссозданы деревянные панели, ковёр, мебель, в том числе огромная оттоманка (диван). Предметы займут свои места к открытию залов для посетителей.

8. Приёмная Николая II (№ 63)

«С 1905 года Александровский дворец стал главной императорской резиденцией, а значит и эпицентром государственной жизни страны, и планировка рабочих помещений строго следовала придворному церемониалу. Прибывшие на аудиенцию к царю чиновники сначала попадали в Приёмную, где постоянно дежурили флигель-адъютанты. Комната оформлена фирмой братьев Мельцеров в 1899 году. Стены опоясаны высокими массивными дубовыми панелями с полками; дубовый кессонированный потолок и камин тёмно-зелёного мрамора в дубовом корпусе с пирамидальным завершением в углу интерьера дополняет его отделку. Приёмная в значительной степени сохранила отделку после немецкой оккупации 1941-1944 годов».

Этот зал, как и Большой парадный кабинет, в послевоенное время решили сохранить. Поэтому здесь больше всего подлинных предметов, включая дубовый кессонированный плафон, дубовые панели на стенах и мраморный камин.


До реставрации

Был восстановлен встроенный диван зелёной кожи. Есть документы о том, что в 1950 г. на текстильном предприятии для этого зала изготавливалась ткань, но успели ли ею заменить оригинал – неизвестно. В любом случае, сохранившуюся ткань расчистили, укрепили и вернули на место.

Вслед за интерьерами личной половины для посетителей откроют ещё несколько залов.

Кленовая гостиная (№ 70)

вместе с Парадным кабинетом императора на первом этаже и детскими комнатами на втором (в которых будет обустроен детский центр, где, возможно, воссоздадут комнату наследника Алексея) была устроена на месте спроектированного Дж.  Кваренги двусветного концертного зала. 

После войны пространство гостиной разделили ещё на два помещения.


До реставрации

Сейчас Кленовой гостиной, названной так по обилию клена в отделке, вернули историческое объёмно-пространственное решение. В переходе в Парадный кабинет Николая II расчистили фрагмент исторической окраски;

воссоздают антресоль, где императрица занималась рукоделием и рисованием;

встроенную мебель и намазную лепку.

При работе над лепкой специалисты ориентировались не только на иконографические материалы, но и изучали сохранившийся интерьер в особняке Г. Г. Гильзе фан дер Пальса.


Фото: s
obaka.ru

Будет возвращено и историческое освещение: здесь не было люстр, а около 200 лампочек скрывались за высоким карнизом.

В ходе работ под полом были обнаружены кирпичные короба и вентиляционные каналы системы кондиционирования, выполненные Мельцером. Эта находка потребовала корректировки проекта реставрации, в результате которой были сделаны специальные обкладки для сохранения исторических жаровых каналов. 

Большой парадный кабинет Николая II (№ 68)

До реставрации стены кабинета были зелёные (возможно, окраска была сделана к съёмкам фильма Глеба Панфилова).

Но в описаниях указан синий цвет. И в ходе расчисток оригинальная окраска и трафаретная роспись, обрамлявшая портал камина, были найдены.

А фрагмент дореставрационной покраски специально оставили в память об этом периоде музеефикации.

Угловая гостиная (№ 1) входила в состав парадной анфилады дворца,  в ней устраивались завтраки и обеды, приёмы и концерты.

Отделка гостиной значительно пострадала в годы Великой Отечественной войны; интерьер был восстановлен в 1947–1951 гг.


До реставрации

Сейчас ведутся работы по реставрации искусственного мрамора, паркетов и карнизов.

«Библиотека (№№ 2-4в Александровском дворце занимала три зала. Обставлены комнаты шкафами в стиле ампир и мебелью, в большей части — времени Николая I. В шкафах хранились разнообразные исторические атласы, гравюры, альбомы и чертежи построек города Царское Село; книги и справочники, которые выписывались большею частью из Франции, Англии и Германии.

Вторая комната — главный библиотечный зал, освещаемый с двух сторон окнами. Мебель — времени Николая I. Поперек зала — витрины, в которых выставлены гравюры, акварели, открытки, книги и т. п. У витрин и в других местах расставлены статуэтки; модели памятников и кораблей и модель пушки, поднесённая последнему царю администрацией Обуховского завода. <…>

В третьем библиотечном зале посредине стоит круглый ореховый стол, покрытый суконной скатертью.

А. Кучумов в письме к А. Зеленовой описывает разрушения комнаты после войны: Библиотека — нет и намека на великолепные шкафы, только гранитный пьедестал от эвакуированного Петра I стоит на месте. Наличники дверей побиты, видимо, прикладами, стены в пятнах грязи — следы игры в футбол, двери частично утащены, стены покрыты бесчисленными надписями на испанском и немецком языке и рисунками — целые фрески вплоть до изображения лошадей в натуральную величину.

В 1941 году библиотеки царскосельских императорских дворцов (около 39 тысяч томов) были полностью вывезены фашистами в Германию.

А когда после войны они частично (8746 томов) вернулись в Россию, Екатерининский дворец стоял в руинах, а Александровский дворец был передан в распоряжение Академии наук. Осиротевшие и бездомные царскосельские книги распределялись по разным учреждениям, но большая их часть осела в так называемом Центральном хранилище музейных фондов, созданном на базе Павловского дворца-музея, где с 1946 до 2000 года книги хранились неразобранными.

В 2000 году по приказу Министерства культуры Российской Федерации в Государственный музей-заповедник «Царское Село» из Государственного музея-заповедника «Павловск» было передано около 4000 книг с печатями императорской царскосельской библиотеки и с инвентарными номерами Александровского и Екатерининского дворцов» [https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/aleksandrovskii-dvorec-biblioteka-nikolaja-II.html].


До реставрации

Здесь частично сохранилась первоначальная отделка со стенами из искусственного мрамора, который сейчас реставрируется вместе с паркетом.

Зал с горкой (№ 9) получил название от деревянной катальной горки для детей Николая I (архитектор Д. Е. Ефимов), которая была любимым развлечением не только императорских детей, но и взрослых членов придворного общества.

В 1930-е гг. здесь были выставлены парадные платья Александры Федоровны — жены Николая I.

«А. Кучумов в письме к А. Зеленовой описывает разрушения Зала после войны: «Идем в Зал с горкой… он по-прежнему радует изумительной расцветкой мраморов, особенно выявившейся сейчас, когда сняты все занавески. Горки нет и в помине, зеркала выдраны, мраморный камин разломан — украдены кариатиды. Кажется чудом уцелевшей массивная золочёная рама от картины, висевшей над горкой. Свод зала в одной части повреждён сыростью, так как над этим залом снарядом разворочена крыша» [https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/aleksandrovskii-dvorec-paradnaja-anfilada-zal-s-gorkoi.html].

В зале будут отреставрированы стены из искусственного мрамора, камины, а также воссоздана та самая катальная горка. Однако посетителям скатываться с неё не разрешат.

Окончательное завершение работ по Александровскому дворцу планируется не ранее 2022 года.

Благодарим пресс-службу ГМЗ «Царское Село» за организацию пресс-тура и предоставление исторических материалов, а также главного архитектора ГМЗ "Царское Село" М. Н. Рядову за обстоятельный комментарий. 

(С) КСЕНИЯ САМАРИНА



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ