к другим статьям

ТЕРРИТОРИЯ ЗАБОРОВ

В самом конце Невского проспекта, то есть в центре Санкт-Петербурга, скрыта интереснейшая городская зона. Скрыта не деревьями и не зданиями, а… заборами. Мы говорим о Монастырском острове. Острове, который некогда был единым в своём градостроительном объёме, но сейчас потерял это единство.

Так получилось, что Монастырский остров раскрывался постепенно. Находящийся на нём ансамбль Александро-Невской Лавры пополнился тесно и логически связанными с ним ансамблями духовных школ, а все здания обрамляла зелень Митрополичьего, Академического и Лаврского садов. Теперь же мы с сожалением можем констатировать, что за советское время весь этот комплекс потерял не только своё функциональное назначение, он потерял свободу. Ведь остров был поделён между разными собственниками — наркологическим диспансером, городской психиатрической больницей, станцией техобслуживания,  ФГУП "ЦНИИ КМ "Прометей", деревообрабатывающим заводом, которые разделили территорию заборами всех видов: кирпичными, железными, бетонными…

Да, на острове ведутся работы по восстановлению зданий и целых ансамблей. Однако все эти труды обесцениваются, когда у отреставрированных зданий такое безОбразное окружение.

Выходя за территорию Лавры, люди упираются в заборы. Получается, разрушились логистические связи, исчезли дорожки, связывающие ансамбли друг с другом, а остров — в единое целое.

Вот схема диссонирующей застройки на части острова, где располагается Духовная академия (заборы обозначены оранжевыми линиями). 

Из очерка Р. В. Щипиной: «Исторический центр Санкт-Петербурга является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Особенностью, обусловившей его уникальность, является принцип ансамблевого строительства, исторически относящийся к времени основания Петербурга Петром I и достигающий своего расцвета в эпоху классицизма и ампира. В этой связи каждый архитектурный ансамбль города не может рассматриваться как сумма отдельно стоящих зданий, но как масштабное и сложное архитектурно-художественное единство, включенное в целостность городского ландшафта и градостроительной среды. Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга как столицы Российской империи формировались на основе общих принципов: отражали идею мощной государственности, обладали представительским значением, ориентация ансамблей на береговые линии моря и Невы связана с идеей триумфа России в Северной войне за выход к морям».

Хочет ли город (и его жители) получить естественно ограниченную рекреационную зону? Думается, да. Главное, что для этого есть все возможности. Есть желание и делатели. Здания со временем обязательно будут отреставрированы. Однако ни один ансамбль не вернёт свое градостроительное значение, если его будет «прорезать» дисгармония.

Известнейшие архитекторы – Трезини, Кваренги, Росси, Старов, Шарлемань, Слупский и многие другие – выстраивали уникальную территорию, которую мы можем потерять.

Пока не будут раскрыты все визуальные оси, нельзя по-настоящему увидеть перспективы развития острова. А ведь у него есть огромный потенциал стать социокультурным объектом, где жители Центрального района смогут с комфортом отдыхать. Тут прекрасная транспортная доступность, оборудованы парковки со стороны Обводного канала. Но сейчас горожане сюда не приходят, т. к. встречают заборы и захламлённые углы.

Городу нужны зелёные рекреационные зоны, свободные от заборов. Вскоре он обретёт полностью Новую Голландию, давайте вернём былое величие и Монастырскому острову.

ДМИТРИЙ БОХОНСКИЙ, ТАТЬЯНА АФАНАСЬЕВА, КСЕНИЯ САМАРИНА



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ