к другим статьям

По материалам доклада на 22-х Открытых слушаниях Института Петербурга

Вегетарианский Петербург. Прерванная история.

Часто приходится слышать мнение, что вегетарианство представляет собой некое новомодное явление, пришедшее в Россию с запада в последние годы. Это мнение является глубоким заблуждением. Русское вегетарианство имеет великую историю и оказало серьезное влияние на формирование современного европейского и мирового движения за права животных. Тем не менее, зарождение современного веганства как явления, произошло именно в России ...

Анна МОСКВИНА (выпускник Института Петербурга 2012)

Часто приходится слышать мнение, что вегетарианство представляет собой некое новомодное явление, пришедшее в Россию с запада в последние годы. Это мнение является глубоким заблуждением. Русское вегетарианство имеет великую историю и оказало серьезное влияние на формирование современного европейского и мирового движения за права животных.

Зарождение современного веганства как явления, произошло именно в России благодаря Л.Н.Толстому и толстовскому движению. Русские вегетарианцы ставили во главу угла этическое, сострадательное отношение к животным.  Это оказало влияние на основателя первого в мире Веганского общества и создателя слова "веган" Дональда Уотсона.

Веганство (англ. veganism) — наиболее последовательная форма вегетарианства, строго вегетарианский образ жизни, исключающий использование продуктов, связанных с эксплуатацией и убийством животных.

Вегетарианство в России понималось не как вопрос еды, а как вопрос нравственного мировоззрения. В немецком журнале "Вегетарианская башня" о русских вегетарианцах писали так: "Вообще в русском народе есть еще много идеализма. Здесь смотрят на вегетарианство большею частью с идеальной стороны".

Слово «вегетарианец», введенное в обиход в 1847 г. основателями Британского вегетарианского общества, происходит от латинского vegetus, означающего «крепкий, здоровый, свежий, бодрый». С начала 1890-х годов вегетарианство в России стало быстро распространяться, в том числе благодаря авторитету Льва Николаевича Толстого. В отказе от животной пищи Толстой увидел «первую ступень» обновления нравственной жизни. Его проповедь воздержания, опрощения, возвращения к природной жизни, но больше всего призыв «Не убий!» повлияли на распространение растительного питания в России и на то, что за ним укрепилось название «безубойное питание». Эссе Толстого «Первая ступень», опубликованное в 1892 году, вскоре стало оказывать огромное влияние на вегетарианское движение как в России, так и за рубежом. Эту работу рассматривали как своеобразную «библию» русских вегетарианцев.

   В середине 1860-х годов в Петербурге была предпринята попытка создать первое общество вегетарианцев. Называли его в  шутку: «Ни рыба, ни мясо».  Общество просуществовало очень недолго, и о его деятельности практически ничего не известно.

   В декабре 1900 года было создано и утверждено Санкт-Петербургское вегетарианское общество. Возглавил его доктор  медицинских наук Александр Петрович Зеленков. Его супруга Ольга Константиновна в 1913 году выпустила первую в России  вегетарианскую поваренную книгу: «Я никого не ем». В книге было триста шестьдесят пять вариантов меню — меню вегетарианца,  расписанное на год вперед!

   Общество состояло из действительных членов, членов-соревнователей и почетных членов.

   Действительными членами могли быть лица, практикующие вегетарианство, т.е., исключающие из своего питания всякого рода мясную пищу, дичь, рыбу, а также воздерживающиеся от спиртных напитков и употребления табака.

   Членами-соревнователями могли стать все, интересующиеся вегетарианством и содействующие его распространению, но не обязующиеся сами практиковать вегетарианство.

   Почетными членами числились люди, удовлетворяющие одному из предыдущих условий и оказавшие особые услуги Обществу или пожертвовавшие Обществу не менее ста рублей.

   Цели общества:

   - содействовать распространению безубойного питания – фруктами, овощами, зерновыми, хлебами и другими произведениями  растительного царства;

   - распространять сведения о диетической реформе посредством публикаций, лекций, статей в газетах и журналах и т.д.,    указывая на выгоды вегетарианской диеты в физическом, умственном и нравственном отношениях;

- в интересах распространения вегетарианства доставлять возможность более тесного общения лицам, интересующимся вегетарианством.

 Первое собрание учредителей состоялось 1 декабря 1901. Штаб-квартира общества располагалась в Поварском переулке, дом 1, квартира 16; после 1914 года – по адресу  Садовая улица, д. 24, кв.4.  

Совет общества находился на Морской улице, дом № 27, кв. 1. При Совете общества также располагалась специализированная библиотека.

Члены Совета собирались по понедельникам от 6 до 8 часов вечера. Для поступления в члены Общества требовалось письменное заявление и вступительный взнос. Единовременный вступительный взнос составлял 1 рубль, личный членский взнос – 3 рубля, семейный – 5 рублей.

 Открывшаяся 3 мая 1912 года вегетарианская столовая находилась в доме № 3 на Казанской площади. В ней проходили заседания, собрания и слушания докладов членов Общества. Согласно протоколу отчетного заседания Общества за 1912 год, «посещаемость, начавшись с числа 25, росла медленно, но постоянно».

 Всего в Петербурге в разное время действовало несколько столовых, предлагавших вегетарианское меню:

- вегетарианская столовая А. Прохорова на Казанской, 2,

- Центральная столовая Никольского на углу Невского и Литейного,

- вегетарианская столовая Петкевич на Фонтанке, 49, в кв. 22.

- домашние обеды предлагались также на Гатчинской улице, 14, кв. 8.

Сохранившиеся протоколы собраний Общества свидетельствуют о неуклонном росте интереса к вегетарианскому образу жизни. Количество членов общества постоянно увеличивалось, появлялись подобные общества и в других городах – Киеве, Кишиневе, Москве, Екатеринославле.

В разные годы общество насчитывало от 90 до 180 членов, среди которых было много писателей, поэтов, ученых общественных деятелей: Николай Рерих, Илья Репин, Николай Ге, Николай Лесков…

 Супруга Репина Наталья Борисовна Нордман-Северова, известная своей активнейшей жизненной и гражданской позицией, читала петербургской публике лекции на тему «Как похудеть и похорошеть». Она призывала извлечь «яды организма», чтобы открыть путь свежей, горячей крови, и пыталась учредить в Петербурге кафедру вегетарианства.

   Профессор петербургского университета, «отец русских ботаников» и основоположник географии растительности Андрей Николаевич Бекетов еще в 1878 году опубликовал статью «Питание человека в его настоящем и будущем», переведенную на французский и немецкий языки, в которой были перечислены аргументы в пользу вегетарианства:

- физиология питания (можно жить без мяса, что доказывает бóльшая часть обитателей Земли),

- экономия (невозможно ввести для всего человечества пищевые привычки европейской буржуазии),

- экология (производство растительного питания требует гораздо меньше почвы)

- этика (настоящая гуманность - любовь не к одному человеку, но и ко всему живому).

Статья о вегетарианстве в знаменитом энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (Т. 10. 1892. С. 691–692)  также была составлена А. Н. Бекетовым.

   На протяжении многих лет до революции общество возглавлял русский метеоролог, климатолог и географ, создатель  сельскохозяйственной метеорологии, профессор Александр Иванович Воейков, представлявший Россию на международных  съездах вегетарианцев и разрабатывавший во многих своих трудах вопросы питания.

   Общество имело ярко выраженное научное направление. Силами общества выпускались периодические издания, такие, как  «Вегетарианский Вестник», «Вегетарианское Обозрение», «Естественная жизнь и вегетарианство» и другие. Была издана  библиография вегетарианской литературы.

   Вплоть до начала Первой мировой войны Петербургское общество вело очень активную деятельность, несмотря на то что по  своей численности оно во многом уступало вегетарианским объединениям в Западной Европе.

   Между тем полицейский произвол в царской России имел последствием то, что выступления в защиту вегетарианского образа  жизни оказались небезопасным предприятием. Во многих местах было запрещено проводить собрания и читать лекции о  вегетарианстве.  Уже в самом слове «вегетарианство» чиновники усматривали нечто ужасное, подрывающее государственные  устои. Согласно короткому репортажу С. Раевского (Рига) о положении вегетарианства в России для журнала «Вегетарианское  обозрение», отношение прессы к этому движению – за исключением газет «Неделя» и «Новое время» – было либо  безразличным, либо враждебным.

    После октябрьской революции положение резко ухудшилось. Значительное вегетарианское движение 1890–1917 гг. было  подавлено. Большая советская энциклопедия безапелляционно заявляла: «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и  идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев».  До 90-х годов ХХ века практически не существовало соответствующей  издательской деятельности, вегетарианские общества также были под запретом. Не поощрялось даже само слово «вегетарианство», его заменяли, в частности, словом «диетический».

 «Новейшее» вегетарианство пришло в Россию с опозданием — в последнем десятилетии ХХ века. Только после перестройки и демократических реформ в России вновь возродился интерес к вегетарианству.  

В 2006 году Центр защиты прав животных "Вита" начал осуществление уникального проекта «Россия вегетарианская», призванного рассказать россиянам об истории вегетарианства в России. На сайте организации выложены документы, протоколы заседаний, книги, издававшиеся обществами вегетарианцев.

В наши дни интерес к вегетарианству и этичному образу жизни вообще возрастает все больше и больше. Открываются новые кафе и рестораны, в них проводятся мастер-классы по вегетарианской кулинарии для всех желающих. Издаются книги, подготовлен учебник по биоэтике.

Биоэтика — область знаний о поведении человека по отношению к другим формам жизни и касающейся нравственной стороны поведения человека.

 Любовь не только к одному человечеству, но и ко всему живому... Вот высшее проявление этого благородного атрибута нравственно развитого человека – гуманности.
 

По материалам доклада на 22-х Открытых слушаниях Института Петербурга



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ