XXI век Гатчинского дворца. РЕСТАВРАЦИЯ
ГМЗ «Гатчина» в последнее время не может не восхищать темпом реставрационных работ. С 2016 года были открыты: Греческая галерея и комнаты за Греческой, комната Ротари, Светлый переход, Ротонда под гербом, Мраморная лестница, зал театра, домовая церковь и церковный крипт. А к концу 2018 года планируется открытие комнат Николая I на первом этаже Арсенального каре. ИНСТИТУТ ПЕТЕРБУРГА побывал в реставрируемых помещениях и узнал подробности.
Но для начала небольшая историческая справка, предоставленная главным архитектором ГМЗ «Гатчина» Т. Ю. Яковлевой.
«Гатчина для императора Николая I – прежде всего резиденция отца – императора Павла 1. Николай Павлович, следуя пожеланиям своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которые вполне отвечали его собственной воле, постарался сохранить в неприкосновенности внешний облик и интерьеры Центрального корпуса дворца. В то же время нельзя было не учитывать возникшую к сороковым годам Х1Х века катастрофическую нехватку помещений для размещения членов разросшейся императорской семьи, свиты, высокопоставленных гостей, дворцового персонала. Задуманное Николаем I расширение дворца было реализовано в 1846-1854 годах согласно проекту академика архитектуры Р.И. Кузьмина за счет полномасштабной реконструкции корпусов Арсенального и Кухонного каре. Архитектор повторил принципиальный замысел своих предшественников – итальянских зодчих, сохранив общую идею четырехугольного каре, акцентированного по углам восьмигранными башнями. При этом по возможности использовалась существовавшая планировочная структура, включая расположение коридоров, основных лестниц и даже параметры отдельных помещений в плане. Объемы каре были приняты в три уровня. Высота помещений первого этажа Арсенального каре превысила 4-х метровую отметку. В Арсенальном корпусе, который после реконструкции стал по сути «дворцом во дворце», насчитывалось более двухсот помещений. На протяжении второй половины Х1Х века в нем последовательно проживали семьи императоров Николая I, Александра II и Александра III.
План из статьи Топография Гатчинского дворца с 1850-х годов до 1917 года
Собственные комнаты императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны располагались в нижнем, первом этаже восточной части Арсенального каре. Окна комнат выходили на регулярную часть парка – Нижний и Верхний Голландские сады. Первым в анфиладе помещений, протянувшейся с севера на юг, был Малый угловой кабинет, граничивший с Арсенальным залом – исключительно значимым центром дворцовой жизни и самым большим по своей площади (600 кв. м). За кабинетом следовали Камердинерская и Приемная – почти квадратные в плане помещения. Замыкающим в анфиладе личных покоев Николая I был Большой кабинет (Большой военный кабинет) императора. Дополнительный стены и деревянные перегородки, возведенные в западной части кабинета, отделяли несколько небольших утилитарных помещений – «Западные комнаты», в которых были устроены ватерклозет и ванная, коридорчик для слуг. В результате Большой кабинет получил усложненную конфигурацию со срезанными углами. К моменту реставрации ряд элементов планировочной структуры был утрачен».
План из статьи Топография Гатчинского дворца с 1850-х годов до 1917 года
С чем столкнулись реставраторы?
«Основные конструктивные особенности комнат сохранились и практически не нарушались с середины ХIХ века. Отличие дореставрационной планировочной ситуации от исторической заключалось в том, что некоторые дверные проемы были заложены, габариты других – изменены. Отделка серьезно пострадала от разрушений и пожаров времен Великой Отечественной войны. В послевоенный период комплекс дворца использовался под непрофильные цели – размещение закрытого научно-исследовательского института с испытательными стендами. Эти обстоятельства и привели к частичной перепланировке помещений, о которой говорится выше, а также полной утрате декоративно-пластического оформления стен и сводов, распалубок. К счастью, основные объемно-пространственные характеристики, сформированные историческими конструктивными решениями, сохранились».
Здесь были серые стены с облупившейся краской и станины станков, выступающие над перекрытиями.
На что опирались при реставрации?
«Представление об отделке комнат Николая 1 дают акварели академика Эдуарда Петровича Гау, запечатлевшие в 1862 и 1877 годах интерьеры двух Кабинетов, Приемной и Камердинерской. Акварели интерьеров Гатчинского дворца выполнялись им в 1860 – 1880 годах по поручению императора Александра II. Кроме того, фонды дворца располагают довоенными фотографиями, выполненными в порядке инвентаризации фотографом Михаилом Антоновичем Величко».
Еще один источник информации — сохранившиеся в архивах ГМЗ описи, который велись при строительстве. В том числе о закупаемых материалах с указанием стоимости и о технологии проводимых работ, вплоть до того, каким клеем пользовались, какая была последовательность действий… Что позволяет повторить исторический ход работ и, например, заказать аналогичные тканевые обои… Кстати, обои при реставрации Гатчинского дворца ещё не применялись.
Пройдемся последовательно по всем залам.
БОЛЬШОЙ ВОЕННЫЙ КАБИНЕТ
Здесь в западной части восстановили деревянную падугу, опиравшуюся на стены. Именно за ней размещались Западные комнаты, в которых были устроены ватерклозет и ванная. В планах ГМЗ установить муляж туалета с «каким-нибудь интересным унитазом» той эпохи.
Если с цветом стен затруднений не возникло, то потолочная лепнина вызвала жаркие споры, т.к. на довоенных снимках не очень четко читалось, какое именно растение «вплетено» в орнамент. В проекте, разрабатываемом НИИ «Спецпроектреставрация», в цветочных гирляндах были ветки и дуба, и пальмы, и лавра, которые символизируют отвагу, победу… В итоге, ученый совет решил, что т.к. комнаты Александры Федоровны и Николая I делались одномоментно, то, скорей всего, был разработан один и тот же орнамент, включающий ветки лавровишни и даже розы. Ведь Николай I был хоть и военным, но при этом романтичным человеком. И ветки лавровишни не противоречат его доблестям. Поэтому сошлись на таком варианте лепки.
Важный элемент исторического облика — полотно Иоганна Баптиста Лампи-младшего «Император Павел I со свитой» (265х365 см), написанное в 1799–1802 годах. Примечательно, что изображенные на нем персонажи никогда вместе не собирались. Картина идеально подходит по параметрам для стены кабинета. Она сохранилась и в настоящее время экспонируется в залах 3-го этажа Центрального корпуса.
Привлекает взор камин из каррарского мрамора. В XIX веке существовала мастерская двух братьев, которые сначала привозили камины из Италии, потом начали производить их в России и буквально наводнили Петербург своими изделиями. По их образу и подобию, а также принимая во внимание сохранившейся камин на Мраморной лестнице, и были изготовлены камины для комнат Николая I.
Пройдём в следующие два зала: ПРИЁМНУЮ и КАМЕРДИНЕРСКУЮ.
На просторах интернета их часто путают. С обоями синего (василькового) цвета — это Приемная,
а зеленого — Камердинерская, которая интересна тем, что здесь не было верхнего освещения. Поэтому при реставрации было решено сохранить эту особенность: в Камердинерской не будет люстры, а будет неприметный светильник в углу зала.
Сюда из фондов вернутся отреставрированные фарфоровые вазы. Сюжет росписи одной из них — сцены из поэмы Т. Мура «Лалла Рук», по которой в 1821 году в Берлине был поставлен знаменитый спектакль: главные роли царевича Алириса и индийской принцессы Лаллы Рук в нём исполняли Великий князь Николай Павлович и его супруга.
МАЛЫЙ УГЛОВОЙ КАБИНЕТ
Здесь, помимо прокладки инженерных сетей, штукатурных работ, устройства полов, установки дверей с латунной фурнитурой, также воссоздан камин и лепной декор. Деревянные панели пока восстанавливаться не будут, но экраны займут положенные им места.
ТЁМНЫЙ КОРИДОР
На первый взгляд это помещение совершенно не примечательно. Но именно в полу Тёмного коридора будет установлено стекло. Зачем? А всё дело в том, что внизу было обнаружено машинное отделение лифта с остатками подъемного механизма. В связи с этим родилось несколько версий по поводу его предназначения: для подъёма блюд, для подъёма императрицы Марии Федоровны в её комнаты антресольного этажа. Но сотрудники ГМЗ остановились на версии, что подъемник предназначался для императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I).
Из интервью директора ГМЗ «Гатчина» В.Ю. Панкратова: «У нас мало свидетельств того, как этот лифт выглядел. Вероятно, машина работала на ручной тяге, а затем была электрифицирована. Такие же механизмы были в Фермерском дворце и во дворце Бельведер. Мы знаем, что она была заказана на заводе Франца Берда, за механизм было заплачено 1,8 тыс. рублей, кресло было красного цвета».
Посетители смогут разглядеть керамическую плитку французского производства и механизмы лифта: колёса, валы, катушку с лебёдкой. Помимо этого, здесь установят макет. В настоящее время решается: будет ли это макет лифта в натуральную величину или макет части дворца, где будет функционировать «игрушечный» лифт.
Фотография из статьи В Гатчинском дворце нашли… лифт XIX века
Ещё одна второстепенная задача в этом помещении — восстановление маленькой винтовой лестницы. А пока посмотрим другую отреставрированную лестницу.
ВИНТОВАЯ ЛЕСТНИЦА
Уцелела на 80%. Вела в башню. При реставрации разбиралась, увозилась. Была дополнена утраченными деталями. Цвет применяли сообразно описям и иконографии. А также по образцу аналогичной лестницы в Собственном саду.
Рядом с лестницей расположена дверь в Собственный сад. И пока не отреставрирована Готическая галерея вдоль двора и Арсенальный зал, предполагается, что попасть на экспозицию можно будет именно из сада, во всяком случае, в летний период. Сейчас продумывается туристический маршрут. В первое время сюда будут пускать небольшими группами по записи. Уже потом, когда сделают Арсенальный зал,
откроют проход для всех посетителей с Мраморной лестницы.
Общестроительные работы закончат в конце мая. Осталось доклеить обои, оформить аграмантом (плетеной тесьмой или шнуром) и ещё раз пройтись по полам: второй раз покрыть их лаком, навести лоск. А также сделать поручень на лестнице. На первом этапе работы проводила «РБМ-реставрация», сейчас работает «Вектор».
После этого начнётся наполнение убранством: люстрами, мебелью, занавесями… Реставрируются четыре стула, хранящиеся в фондах. Недостающие предметы закупаются.
Открыть комнаты планируют в 2019 году. Но! ГМЗ «Гатчина», как победитель «Музейного олимпа», в ноябре 2018 будет принимать у себя участников нового этапа конкурса. И, возможно, именно они станут первыми посетителями отреставрированных залов.
P.S. Ещё немного о дальнейших планах ГМЗ. Помимо реставрации Арсенального зала, есть замыслы сделать две-три комнаты, посвященные Великому Князю Михаилу Александровичу, последнему дореволюционному жителю дворца. Сохранилось небольшое количество предметов. И уже заказана краска.
Ещё одна задумка, возникшая в ходе подготовки выставки «Гатчина. 1917» — оформление в Кухонном каре комнат, посвященных пребыванию А.Ф. Керенского. Свою роль в определении помещений сыграла экспонируемая на выставке картина Г.М. Шегаля «Бегство Керенского из Гатчины», написанная в 1936-1938, когда обстановка ещё не была утрачена.
Большое внимание уделяется реставрации парка. Научные сотрудники определяют, где сажать розы, как оформить партер перед окнами комнат Николая I. А на Ботанических горках уже разбросали по чертежам семена нарциссов по форме Млечного пути. Приезжайте любоваться!
Благодарим начальника отдела развития Зою Васильевну Нечепоренко за организацию интервью и главного архитектора ГМЗ "Гатчина" Татьяну Юрьевну Яковлеву за предоставленную историческую справку и обстоятельный комментарий.
© КСЕНИЯ САМАРИНА