ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛА: НАСЛЕДИЕ И РАЗВИТИЕ
+ мастер-класс по горячей обработке стекла
Наряду с Императорским фарфоровым заводом в Петербурге существовал и Императорский стеклянный завод. Сейчас о его славном прошлом напоминают улицы в Невском районе: Стеклянная, Фаянсовая, Хрустальная, Глиняная, Зеркальный переулок, а старожилы ещё помнят топоним «Стеклянный городок». А ведь по качеству и уровню мастерства завод славился далеко за пределами страны. В 1804-1813 гг. проектированием крупных декоративных изделий на заводе занимался архитектор Тома де Томон, после него до 1819 года — К. И. Росси, а также архитектор И. А. Иванов. Основанный в 1730-х гг., завод в завершил своё существование в 1996 году.
Но помимо топонимики, сохранился уникальный музей Ленинградского стеклянного завода — около 7000 предметов были спасены от разорения и продажи главным художником завода Н. М. Гончаровой в 1990-е годы. На его основе был создан Музей художественного стекла на Елагином острове.
Сегодня в выставочном пространстве музея площадью 760 кв.м. представлено более 700 художественных изделий из стекла и хрусталя. Помимо лучших произведений Ленинградского завода, в музее выставлены произведения художников, работавших в период расцвета советского стекольного производства на различных заводах страны. Также экспозиция включает раздел западноевропейского стекла рубежа XIX-XX веков, ставшего эталоном в развитии мирового художественного стекла.
Всю сложность и мастерство художников прошлого невозможно в полной мере оценить, не увидев процесс рождения «льда, рождённого в пламени» вживую. Поэтому сначала мы посетим единственную в России стеклодувную мастерскую, которая показывает технологии горячей обработки стекла. На мастер-классе мастер-стеклодув познакомит нас с традициями стеклодувного мастерства и раскроет тайны преображения стекла в истинное произведение искусства. На наших глазах произойдёт превращение расплавленной горячей массы стекла в уникальное художественное изделие. Мастер продемонстрирует, как стекло ведёт себя при высоких температурах, насколько оно бывает пластичным, как мёд, и хрупким, как тонкий лёд.
Ведущий ведёт не только познавательный диалог с посетителями, но и даёт возможность прикоснуться к рабочим инструментам, подержать в руках изделия, выполненные в разных техниках горячего декорирования и ощутить тепло печей.