НАЗВАНИЕ
ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
АДРЕС
ул. Зодчего Росси, д. 2
Контакты, сайт
+7 (812) 571 77 11, info.spbgtb@cult.gugov.spb.ru, http://sptl.spb.ru/
Как попасть
Пн - Сб с 11:00 до 19:00, Вс - выходной день. Летом (июнь-август) Сб,Вс - выходные дни. Последняя пятница месяца — санитарный день. Право пользования читальными залами Библиотеки предоставляется всем гражданам России, достигшим 14-летнего возраста, а также гражданам других государств. Для получения читательского билета требуется документ, удостоверяющий личность.
ИСТОРИЯ

В настоящее время днем рождения Театральной библиотеки принято считать 30 августа 1756 года (дата издания Указа Императрицы Елизаветы Петровны об учреждении русского театра). В этом есть некоторая историческая условность: фонды библиотеки хранят рукописные экземпляры пьес, которые принадлежали Ф. Волкову и А. Сумарокову и датируются временем, предшествующим Императорскому указу.

Первым документально зафиксированным фактом, свидетельствующим о существовании библиотечного собрания, является запись от 16 февраля 1784 года в деловых бумагах Дирекции императорских театров: «Российских актеров инспектор Дмитревский требует, чтоб повелено было сделать или купить для сохранения Российских книг и нот новый, со стеклами и внутренним замком, шкаф».

На протяжении более полутора столетий Театральная библиотека существовала как Библиотека императорских театров, то есть как учреждение сугубо ведомственное, куда посторонним вход был закрыт — библиотека хранила все материалы, необходимые для постановки спектаклей на императорской сцене.

В нынешнем помещении библиотека располагается с 1889 года, когда по решению Дирекции императорских театров библиотеки различных трупп были для удобства сосредоточены в одном месте, в трех специально оборудованных залах.

Уникальность: Новая эпоха в жизни Центральной библиотеки императорских театров наступила в 1918 году, когда руководство ею было вверено библиографу и историку литературы Александру Сергеевичу Полякову.

А. С. Поляков взялся за дело с необыкновенной энергией. Ему удалось получить весь фонд Драматической цензуры из упраздненного после Февральской революции Главного управления по делам печати (Цензурного комитета), что позволило увеличить Русский драматический фонд Центральной библиотеки русской драмы (так называлась библиотека после революции, до 1934 года) в четыре раза. Среди цензурованных пьес встречаются автографы и авторизованные копии. Так, Театральной библиотеке принадлежат автографы пьес (либо авторизованные копии) А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. М. Ремизова, М. А. Кузмина и многих других авторов.

Кроме пьес, можно назвать эскизы костюмов и монтировки спектаклей, регистрационные книги, по которым материалы библиотеки выдавались на дом работникам императорских театров.

В библиотеке собраны книги самого широкого временного диапазона — от собрания сочинений А. П. Сумарокова, принадлежавшего тайному советнику В. И. Бибикову, до первых сборников русских футуристов начала XX века. Особое место отведено книгам с автографами (В. А. Жуковского, Н. С. Лескова, И. С. Тургенева, Д. С. Мережковского, А. А. Блока, Н. Н. Евреинова, В. Э. Мейерхольда и др.) Современный Отдел рукописей и редких книг пополняется новыми архивными материалами. Одно из крупнейших поступлений конца 1950-х — начала 1960-х годов — архив М. М. Фокина, величайшего балетмейстера XX века. За последние годы собрание библиотеки пополнилось архивами режиссеров А. А. Белинского, П. П. Гайдебурова, Е. М. Падве, Р. А. Сироты, историка балета Ю. И. Слонимского, театроведа А. А. Гозенпуда, артиста В. В. Ускова и других, а также материалами Т. П. Карсавиной, В. Ф. Комиссаржевской, Н. Н. Кошеверовой, письмами Н. П. Акимова, С. П. Дягилева, В. Э. Мейерхольда, О. А. Спесивцевой, К. С. Станиславского, Ф. Г. Раневской. Сейчас на учете в библиотеке состоят 64 личных фонда (более 4000 единиц хранения).

Преемник А.С.Полякова на этом посту Ю. А. Нелидов начал планомерную библиотечную деятельность: инвентаризацию, каталогизацию и научное описание фонда. Он продолжил поиск путей пополнения фонда. Самым главным его достижением явилось приобретение театральной библиотеки великого князя Павла Александровича. Эта библиотека — «Собрание Дворца Палей в Царском Селе» — третья по величине личная библиотека, входящая в состав современной Театральной библиотеки.

Среди многочисленных дарителей библиотеки — Николай Николаевич Ходотов, один из ведущих актеров Александринского театра в начале XX века, заслуженный артист императорских театров. Часть своей библиотеки (около 9 тысяч томов) он передал сам в 1921 году, другая часть поступила в библиотеку по его завещанию, уже после смерти актера. Заслуживает упоминания и обширная библиотека М. Г. Савиной и ее мужа, издателя «Ежегодника Императорских театров» А. Е. Молчанова.

Среди жертвований Театральной библиотеке следует отметить книжную коллекцию князя А. Я. Лобанова-Ростовского (1788–1866), чье собрание пьес на французском языке XVI–XIX веков, по свидетельству специалистов, является одним из крупнейших в мире. Любой экземпляр из библиотеки А. Я. Лобанова-Ростовского можно рассматривать как произведение искусства.

Коллекция пьес, выпущенных за годы французской республики, после Великой французской революции, — только часть обширного фонда литературы на иностранных языках. К ним примыкают экземпляры пьес петербургских императорских трупп — французской и немецкой, а также цензурованные пьесы на языках народов, населявших Российскую империю. Однако многие ценные документы, пьесы, изобразительные материалы до сих пор недостаточно изучены и известны лишь узкому кругу специалистов.



В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ | НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ