ПРОПАВШИЕ В КИНОХРОНИКЕ. Строительство новой панорамы
В 5-м павильоне киностудии «Ленфильм» команда «Невский баталист» строит новую панораму, посвящённую прошедшим через войну режиссёрам и операторам, актёрам и корреспондентам... Мы побывали на строительной площадке и узнали подробности.
Творческая мастерская «Невский баталист» создаёт трёхмерные панорамы и диорамы. За 7 лет работы команда построила 17 проектов в разных регионах России и Беларуси: «Прорыв» в Кировске Ленинградской области, «Подвиг Народа» в Москве, «Кёнигсберг-45. Последний штурм» в Калининграде, курсирующий по стране «Поезд победы»… А открывшаяся осенью 2019 г. на площадке «Севкабеля» масштабная петербургская панорама «Память говорит. Дорога через войну» закрыла свои двери в мае этого года из-за окончания срока аренды.
Но уже летом стали появляться новости о том, что видоизменённая и переосмысленная панорама в начале 2022 г. откроется на «Ленфильме». Точных сроков пока не называют. Хотят всё сделать очень хорошо, т. к. надеются, что проект станет долгоиграющим. Тем более, что киностудия планирует заняться развитием территории.
Что же увидят посетители в 5-м павильоне?
Автор панорамы Дмитрий Поштаренко: «Хотелось сохранить масштабные объекты: танки, самолёты, фигуры…
Было понимание, что невозможно отказаться от гор: они очень нравятся нам и посетителям. И от истории о М. М. Боброве, в частности.
Невозможно было отказаться от локации с водой, но мы её перестроили под Сталинград.
Невозможно было отказаться от поисковой зоны, тем более, что мы находимся в Петербурге и надо было ленинградский акцент подчеркнуть. Эпизоды про людей, причастных к «Ленфильму», дорисовали всё остальное. Например, Тула стала Ижорским заводом, в котором происходит съёмка фильма.
Всё адаптировалось. Сохранилась канва, что это дорога через войну, но рассказанная военкорами».
Первым на маршруте оказывается дачный участок с домом и огородом, где поисковики находят останки погибшего. Интересно, что эпизод переносит в 90-е гг., когда после Всесоюзного сбора начался расцвет поискового движения. К тому же, это яркая эпоха, по которой легко собрать реквизит и на которую пришлось детство создателей панорамы. Например, Дмитрий вспоминает дом дедушки со старыми вещами. И, в частности, пригодившиеся двери от тумбочки с наклейками.
Сразу за ним — зеркальный эпизод: то же место, но в снимаемый оператором момент отдыха бойцов между боями. Изначально здесь хотели разместить настоящие пни и через соцсети просили подсказать местонахождение таковых в окрестностях города, но в итоге остановились на искусственных стволах деревьев.
Дальше перед посетителями предстанет сюрреалистичная картина: кавалеры в костюмах и дамы в бальных платьях первой половины XIX в. спускаются в бомбоубежище. Это к столетию гибели М. Лермонтова режиссёр Сергей Герасимов создаёт на киностудии «Маскарад». Сохранились воспоминания оператора этого фильма Вячеслава Вячеславовича Горданова, который в 1942-43 гг. снимал военную хронику. Его образ будет представлен на панораме.
Стоит отметить, что под павильоном действительно существует бомбоубежище и, возможно, когда-нибудь «Ленфильм» сделает его доступным для посещения. А съёмки, длившиеся три с половиной месяца, официально закончились 21 июня 1941 г. Но представители «Невского баталиста» консультировались со специалистами, подтвердившими, что летом шёл монтаж и вполне могли происходить досъёмки.
Консультировались и с директором музея истории Ижорских заводов Ларисой Дмитриевной Бурим: узнавали о работе предприятия во время войны
и о судьбах конкретных рабочих, попавших в объектив камеры Анатолия Ивановича Погорелого.
Оператор фронтовых киногрупп принимал участие в создании фильмов «Колпино. Город переднего края», «Ленинград в борьбе», «Ладога», «Великая победа под Ленинградом» и др. Был награждён двумя сталинскими премиями, орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Ещё больше наград получил оператор-постановщик «Ленфильма» Евгений Вениаминович Шапиро, участвовавший в боевых действиях в звании старшего лейтенанта. Он был командиром роты, был контужен. После выздоровления с марта 1942 г. снимал хронику на Ленинградском фронте.
С Е. Шапиро посетители познакомятся в блиндаже, где работает кинопередвижка и демонстрируется снятый им накануне войны фильм «Антон Иванович сердится». Афишами этой кинокартины были заклеены тумбы блокадного города. Ольга Берггольц в автобиографической повести «Дневные звёзды» вспоминала:
«У нас в Ленинграде перед самой войной должна была пойти музыкальная кинокомедия под таким названием, и потому почти к каждому фонарному столбу прикреплена была довольно крупная фанерная доска, на которой большими цветистыми буквами было написано: «Антон Иванович сердится». Больше ничего не было написано. Кинокомедию мы посмотреть не успели, не успели снять в первые дни войны и эти афиши. Так они и остались — под потухшими фонарями — до конца блокады.
И тот, кто шел по Невскому, сколько бы раз ни поднимал глаза, всегда видел эти афиши, которые, по мере того как развертывалась война, штурм, блокада и бедствия города, превращались в некое предупреждение, напоминание, громкий упрёк: «А ведь Антон Иванович сердится!» И в представлении нашем невольно возник какой-то реальный, живой человек, очень добрый, не всё понимающий, ужасно желающий людям счастья, и по-доброму, с болью, сердившийся на людей за все те ненужные, нелепые и страшные страдания, которым они себя зачем-то подвергали.
Под фонарные столбы после обстрелов подтаскивали изуродованные трупы горожан. Дистрофики обнимали фонарные столбы, пытаясь устоять на ногах, и медленно опускались к их подножию, чтобы больше не встать… Антон Иванович сердился. Ах, как он сердился, печально сердился на всё это! И так совестно иногда становилось перед Антон Ивановичем — человеком. Хотелось сказать за себя и за всех людей земли: «Антон Иванович, дорогой, добрый Антон Иванович, не сердитесь на нас! Мы не очень виноваты. Мы всё-таки хорошие. Мы как-нибудь придём в себя. Мы исправим это безобразие. Мы будем жить по-человечески»…
Создатели панорамы стремятся показать масштаб войны, поэтому за очередным поворотом на маршруте зрители неожиданно станут свидетелями погрузки самолёта в Мурманске,
узнавая историю оленно-транспортных батальонов и воевавших на севере британских лётчиков, запечатлённых знаменитым фотографом Евгением Ананьевичем Халдеем.
Затем салон самолёта вдруг превратится в корпус речного судна. Художники «Невского баталиста», чтобы «состарить» стенки, наносят краску на специальную плёнку, которую приклеивают к поверхности, а затем удаляют.
На переправе через Волгу вспоминаем Валентина Ивановича Орлянкина — одного из немногих кинооператоров, кто 23 августа 1942 г. снимал бомбёжку Сталинграда. «Я снял исключительной силы обвинительный акт против немецких фашистов… Я показал, как беззащитные женщины, дети и старики, оставшиеся без крова, проклинают Гитлера. И, наконец, ещё тот вихрь металла, которым отплатили наши зенитчики этим налётчикам. Я сам, находясь в центре этих пожаров, этих бомбёжек и свистящих осколков, незаметно для себя во время киносъёмки помогал тушить горящие дома и оказывал помощь пострадавшим…. Ты должна увидеть этот материал!» – писал кинооператор в письме своей жене.
Среди запечатлённого В. Орлянкиным для кинолетописи: перевозка раненых и переправа военного автотранспорта на пароме через Волгу, оборона города на Сталинградском тракторном заводе и др. «Он, будучи опытным альпинистом, карабкался по завалам и разрушенным лестничным пролётам, снимая там, где, казалось, снимать было совершенно невозможно. Орлянкин — единственный из фронтовых операторов сумел пробраться в окружённый немцами «дом Павлова» и запечатлел его защитников. Он одним из первых освоил тактику съёмки уличного боя» [Источник: https://www.youtube.com/watch?v=P5gDK_zzE0w].
Ещё один герой — Владимир Александрович Сущинский, про которого в 1946 г. М. Славинская создала документальный фильм, куда вошли последние кадры, снятые фронтовым оператором. 22 февраля 1945 г. В. Сущинский фиксировал бой у железнодорожной насыпи в предместьях Бреслау (ныне Вроцлав), в том числе — взрыв снаряда, осколок которого стал причиной его смерти. Помощник Николай Быков, погибший через несколько дней, запечатлел на плёнку, как бойцы несут смертельно раненного киноператора, и на следующий день заснял его похороны на площади Беганьского в Ченстохове. Впоследствии В. Сущинского перезахоронили на кладбище «Куле».
В его родном Саранске существует школьный музей,
Источник фото: https://rg.ru/2020/06/25/reg-pfo/frontovogo-kinooperatora-iz-saranska-uvekovechat-v-bronze.html
а в Красногорске недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов открыт посвящённый фронтовым кинооператорам и фотокорреспондентам памятник, прообразом для которого стал Сущинский.
Авто фото: tidma1980
Не обойдётся на панораме без ступеней Рейхстага, которые появлялись в предыдущих проектах и ради получения точных размеров которых авторы ездили с рулеткой в Берлин.
Но это не конец маршрута. Посетители окажутся свидетелями Нюрнбергского процесса, где впервые в европейской судебной практике в качестве самостоятельного доказательства были использованы кинодокументы (ранее такая практика применялась только в американском праве), снятые американскими («Немецкие концентрационные лагеря» и «План нацистов») и советскими («Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков», «Разрушения, произведенные немцами на территории Советского Союза», «Разрушение памятников культуры») кинематографистами.
На заседаниях присутствовали Кукрыниксы, рисовавшие карикатуры,
и Роман Лазаревич Кармен, фиксировавший процесс на киноплёнку и создавший на основе этих кадров «Суд народов». Режиссёр вспоминал: «Фильмы эти пускаются таким образом. В зале суда находится экран, и вот в зале гаснет свет и освещаются только лица подсудимых, на каждого из них снизу падает источник света и таким образом, когда вы смотрите фильм, то у вас два экрана: один экран здесь, а другой экран — это лица подсудимых. Специальные эксперты-психиатры сидят тут же и стенографируют поведение подсудимых. Потом очень интересно было это просматривать. Несмотря на то, что мы сами наблюдали их лица, интересно было посмотреть стенограммы самих психиатров: в таком-то месте Геринг закрыл глаза, в таком-то месте Кейтель снял наушники и отвернулся. В таком-то месте у Риббентропа начались судороги на правой щеке и т.д. Это были фильмы, в которых были показаны концлагеря, расположенные в зоне, освобождённой американскими войсками. Страшная картина развернулась на экране. На подсудимых это произвело очень тяжёлое впечатление, потому что они поняли, что тут дело не до шуток. Они поняли и воочию увидели, в чём их обвиняют».
Сами фильмы, послужившие доказательством обвинения, на панораме транслировать не будут. Окончательное решение о том, какую именно кинохронику включать в повествование, авторы пока не приняли. Также в стадии обдумывания детали ещё нескольких эпизодов и аудиогиды, которые хотят записать двух видов: взрослый и детский.
Несмотря на то, что строительство ещё в самом разгаре, интерес к проекту уже большой. Поэтому для желающих увидеть процесс создания панорамы воочию команда «Невского баталиста» решила проводить экскурсии. «Институт Петербурга» не преминет воспользоваться приглашением. Следите за нашими новостями!
Благодарим координатора и пресс-секретаря «Невского Баталиста» Маргариту Попову и автора трёхмерных панорам и диорам Дмитрия Поштаренко за помощь в подготовке публикации.
КСЕНИЯ САМАРИНА